17 вение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, соц. группами, классами» [110]. Для социальной философии и социологии характерно столкновение двух позиций в понимании устройства общества и его структуры: теории функционализма и теории конфликта, или т.н. «равновесной» (Г, Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.) и «конфликтной» (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, JL Козер, Р. Коллинз и др.) модели. Также имеет смысл говорить о противопоставлении теории согласия и теории конфликта в понимании устройства и функционирования общества [56, С. 114]. «Равновесная модель» исходит из предположения о функциональном единстве, т.е. гармоничном соответствии и внутренней согласованности разных частей социальной системы. При этом социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальных систем. Так, для видного теоретика структурного функционализма американского социолога Толкотта Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Социальная интеграция достигается, по мнению структурных функционалистов, на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Однако принципы структурного функционализма устойчивость, согласие, социальный порядок и т.д. слишком контрастировали с социальной реальностью XIX и XX вв., изобилующей противоречиями, конфликтами, войнами и другими потрясениями. Поэтому дальнейшее развитие социологической мысли развивалось как противопоставление идеи «социального изменения» идее «равновесия». Наиболее сильными выразителями оппозиционной точки зрения явились немецкие философы Карл Маркс и Георг Зиммель, идеи которых, развитые последователями, заложили основание современной конфликтологии. Определяющими для последующих теорий стали идеи К. Маркса о неизбежности классовой борьбы в обществе, берущей свое начало в отношениях собственности и се распределении. Конфликты связаны с противоположными интересами |
Становление педагогики конфликта в ФРГ происходило первоначально в рамках социально-критического направления в развитии немецкой педагогики. Социально-критическая педагогика возникает к началу 70-х годов XX века в Западной Германии на волне общественно-политических молодежных движений и критики современной немецкой школы за оторванность от политических и социальных проблем современности, а также за ее бюрократический и авторитарный характер. Представители социально-критического направления (К. Молленхауэр, П. Рёдер, В Лемпсрт, Г. Гнзекс и др.) развивают идеи антнавторитарного, эмансипированного воспитания и политического образования молодежи. Социально-критическое направление в педагогике ФРГ было подвергнуто тщательному анализу Т.Ф. Яркиной [157]. По своему возникновению (на волне антитехнократических умонастроений общественности 60-х гг.) оно отражало антисциентистекую (антропологическую) направленность и в своем развитии сочетало два противоположных вектора: деидеологизацию воспитания (при решении проблемы эмансипации) и реидеологизацию (при поиске путей социализации личности и обеспечении связи воспитания с актуальными социально-политическими проблемами). Теоретические взгляды представителей социально-критической педагогики сложились под влиянием социологической теории конфликта (К. Маркс, Г. Зиммсль, Р. Дарсндорф, JI. Козер) и философско-социологической франкфуртской критической школit (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Г. Маркузе). Для социальной философии и социологии того времени характерно столкновение двух позиций в понимании устройства общества и его структуры: теории функционализма и теории конфликта, или т.н. «равновесной» (Г. Спспсср, Э. Дюркгсйм, Т. Парсонс и др.) и «конфликтной» (К. Маркс, Г. Зиммсль, Р. Дарепдорф, Л. Козер, Р. Коллинз и др.) модели. Также имеет смысл говорить о противопоставлении теории согласия и теории конфликта в понимании устройства и функционирования 52 общества [112. С. 114]. Влияние равновесной и конфликтной модели на постановку целей образования в учебных областях «политика», «социология» и т.п. в ФРГ очень сильно, т.к. содержание школьного образования определяется самими федеральными землями и различается в зависимости от политических предпочтений законодателей. «Равновесная модель» исходит из предположения о функциональном единстве, т.е. гармоничном соответствии и внутренней согласованности разных частей социальной системы. При этом социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальных систем. Так, для видного теоретика структурного функционализма американского социолога Толкотта Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Социальная интеграция достигается, по мнению структурных функционалистов, на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Однако принципы структурного функционализма устойчивость, согласие, социальный порядок и т.д. слишком контрастировали с социальной реальностью XIX и XX вв., изобилующей противоречиями, конфликтами, войнами и другими потрясениями. Поэтому дальнейшее развитие социологической мысли развивалось как противопоставление идеи «социального изменения» идее «равновесия». Наиболее сильными выразителями оппозиционной точки зрения явились немецкие философы Карл Маркс и Георг Зиммель, идеи которых, развитые последователями, заложили основание современной конфликтологии. Определяющими для последующих теорий стали идеи К. Маркса о неизбежности классовой борьбы в обществе, берущей свое начало в отношениях собственности и ее распределении. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп. Важным для понимания концепций политического образования в Германии 60 70-х гг. является марксистская концепция государства и рассмотрение в качестве одной из его функций установление отношений господства и подчинения. |