Проверяемый текст
Бочарова, Юлия Юрьевна; Ориентация теории и практики образования на продуктивный конфликт (Диссертация 2004)
[стр. 22]

22 интеракционистское (Д.
Мид, Т.
Шибутани, Д.
Шпигель) [3, с.61].
Конфликтное существование человека, начиная буквально с первых дней его жизни, подчеркивается практически всеми представителями психоаналитической теории.
Психоанализ в совокупности всех теорий 3.
Фрейда и его последователей (К.Г'.
Юнг, А.
Адлер, Э.
Эриксон, К.
Хорни, Э.
Фромм) разделяет тезис о двойной природе конфликта продуктивной и деструктивной, т.е.
конфликт
в психоанализе есть механизм человеческого развития, с одной стороны, и причина невротизации, с другой.
Руководствуясь принципом удовольствия, человек в силу внешних ограничений нравственных и социальных норм вынужден зачастую отказываться от удовлетворения своих желаний.

Эго и приводит к возникновению психического конфликта, который, однако, может разрешаться и нормальным (не невротическим) способом через механизм сублимации.
Патогенные конфликты возникают тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются еще и внутренние ограничения (например, конфликт между влечениями «Я» и сексуальными влечениями «Оно», подкрепленный давлением «Сверх-Я» в период Эдипового комплекса).
Хотя 3.
Фрейд пытался перенести свою
психодинамическую теорию на область культуры и общества (работы «Тотем и табу» и «Массовая психология и анализ человеческого «51»), именно его ученики и «отступники» психоанализа: А.
Адлер, Г.
Салливан, К.
Хорни, Э.
Эриксон и др.
открыли для исследования область межличностных конфликтов.
Так, К.

Хорни признает «культурное» происхождение базисного чувства тревожности, а три типа социальной направленности личности «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей» рассматривает как компенсирующие тревогу стратегии.
А.
Адлер известен теорией обусловленности конфликтов зрелой личности опытом раннего детства и идеей компенсации чувства неполноценности как движущей силы развития личности, творчества.
Г.
Салливан объясняет наши установки по отношению к людям
«динамизмами» страха,
[стр. 68]

становится актуальной для педагогики конфликта и находит отражения во многих практнко-ориентированных концепциях.
Когнитивная теория дает педагогу ответ на вопросы, связанные с тем, как мы строим собственную картину .мира, образ себя, объясняем поведение людей и вследствие всего этого строим свое взаимодействие с другими.
Следующие когнитивные механизмы требуют анализа со стороны взрослых, по мнению Вольфганга Мертенса, с точки зрения того, как они «запускают» поведение детей, уводя их в сторону от ответственного и разумного обращения с конфликтами.
• Генерализации, • каузальная атрибуция, • самореализующийся прогноз, • навешивание ярлыков, • и ошибки восприятия, зависящие от опыта (личного или родителей), нарушают восприятие поведения другого человека и тем самым являются пусковым механизмом во многих конфликтах.
Мертенс показывает, как интерпретации поведения детей родителями приводят к тому, что деги в большей или меныней степени противоречия с собственным определением принимают ярлыки родителей и строят свое поведение исходя из них (самореализующийся прогноз).
Из этой перспективы конфликтная компетентность определяется как «способность к согласованному, свободному от ошибок восприятию себя и другой личности» [204.
С.
70].
Психоаналитическая теория рассматривает конфликт как один из ключевых механизмов психики вообще.
Конфликтное существование человека, начиная буквально с первых дней его жизни, подчеркивается практически всеми представителями психоаналитической теории.
Психоанализ в совокупности всех теорий 3.
Фрейда и его последователей (К.Г.
Юнг, А.
Адлер, Э.
Эриксон, К.
Хорни, Э.
Фромм) разделяет тезис о двойной природе конфликта продуктивной и деструктивной, т.е.
конфликт


[стр.,69]

в психоанализе есть механизм человеческого развития, с одной стороны, и причина невротшации, с другой.
Руководствуясь принципом удовольствия, человек в силу внешних ограничений нравственных и социальных норм вынужден зачастую отказываться от удовлетворения своих желаний.

Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, однако, может разрешаться и нормальным (не невротическим) способом через механизм сублимации.
Патогенные конфликты возникают тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются еще и внутренние ограничения (например, конфликт между влечениями «Я» и сексуальными влечениями «Оно», подкрепленный давлением «Сверх-Я» в период Эдипового комплекса).
Хотя 3.
Фрейд пытался перенести свою
нсиходинамнческую теорию на область культуры и общества (работы «Тотем и табу» и «Массовая психология и анализ человеческого «Я»), именно его ученики и «отступники» психоанализа: А.
Адлер, Г.
Салливан, К.
Хорни, Э.
Эриксон и др.
открыли для исследования область межличностных конфликтов.
Так, К.

Хорпк признает «культурное» происхождение базисного чувства тревожности (ср.: работу «Невротическая личность нашего времени»), а три типа социальной направленности личности «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей» рассматривает как компенсирующие тревогу стратегии.
А.
Адлер известен теорией обусловленности конфликтов зрелой личности опытом раннего детства и идеей компенсации чувства неполноценности как движущей силы развития личности, творчества.
Г.
Салливан объясняет наши установки по отношению к людям
«дииамизмами» страха, враждебности и т.д., которые возникли в раннем детстве и играют роль регуляторов межличностных отношений.
Работа К.Г.
Юнга «Конфликты детской души» своим названием и содержанием отражает взгляд психоанализа на непомерную трудность борьбы детской души как с внутренними влечениями, так и с внешними требованиями.
Итак, психоанализ не устает подчеркивал, конфликтность

[Back]