23 враждебности и т.д., которые возникли в раннем детстве и играют роль регуляторов межличностных отношений. Работа К.Г. Ю нга «Конфликты детской души» своим названием и содержанием отражает взгляд психоанализа на непомерную трудность борьбы детской души как с внутренними влечениями, так pi с внешними требованиями. Итак, психоанализ не устает подчеркивать конфликтность детского возраста и его роль в развитии «нормальной» или «аномальной» личности (см. работу Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности»). В то же время именно ученик 3. Фрейда Э. Эриксон, автор эпигенетической теории развития личности, заложил основу конструктивного подхода к конфликту: «каждый личный и социальный кризис представляет своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни» [83, С. 218]. Э. Эриксон выделил в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из них сопровождается кризисом, который автор рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определеииош уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Ключевые противоречия возраста требуют своего разрешения. От успешности проживания кризиса зависит приобретение достижений -«сильных сторон Я» и дальнейшее развитие здоровой личности, успешная социализация и самореализация или стагнация, задержка в личностном развитии, аномалыюс течение процесса развития, асоциальность. Э. Эриксон внес неоценимый вклад в психологическую и педагогическую теорию постановкой проблемы эго-адептичности «чувства самотождественности, собственной истинности, сопричастности миру и другим людям» [61, сС. 186]. Для конфликт-ориентированного педагогического подхода принципиальное значение имеет анализ причин «диффузии идентичности», в которых дез |
в психоанализе есть механизм человеческого развития, с одной стороны, и причина невротшации, с другой. Руководствуясь принципом удовольствия, человек в силу внешних ограничений нравственных и социальных норм вынужден зачастую отказываться от удовлетворения своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, однако, может разрешаться и нормальным (не невротическим) способом через механизм сублимации. Патогенные конфликты возникают тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются еще и внутренние ограничения (например, конфликт между влечениями «Я» и сексуальными влечениями «Оно», подкрепленный давлением «Сверх-Я» в период Эдипового комплекса). Хотя 3. Фрейд пытался перенести свою нсиходинамнческую теорию на область культуры и общества (работы «Тотем и табу» и «Массовая психология и анализ человеческого «Я»), именно его ученики и «отступники» психоанализа: А. Адлер, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Эриксон и др. открыли для исследования область межличностных конфликтов. Так, К. Хорпк признает «культурное» происхождение базисного чувства тревожности (ср.: работу «Невротическая личность нашего времени»), а три типа социальной направленности личности «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей» рассматривает как компенсирующие тревогу стратегии. А. Адлер известен теорией обусловленности конфликтов зрелой личности опытом раннего детства и идеей компенсации чувства неполноценности как движущей силы развития личности, творчества. Г. Салливан объясняет наши установки по отношению к людям «дииамизмами» страха, враждебности и т.д., которые возникли в раннем детстве и играют роль регуляторов межличностных отношений. Работа К.Г. Юнга «Конфликты детской души» своим названием и содержанием отражает взгляд психоанализа на непомерную трудность борьбы детской души как с внутренними влечениями, так и с внешними требованиями. Итак, психоанализ не устает подчеркивал, конфликтность детского возраста и его роль в развитии «нормальной» или «аномальной» личности (ср.: работу Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности»). В то же время именно ученик 3. Фрейда Эрик Эриксон, автор эпигенетической теории развития личности, заложил основу конструктивного подхода к конфликту: «каждый личный и социальный кризис представляет своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни» [148. С. 218]. Эриксон выделил в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из них сопровождается кризисом, который автор рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Ключевые противоречия возраста требуют своего разрешения. От успешности проживания кризиса зависит приобретение достижений «сильных сторон Я» и дальнейшее развитие здоровой личности, успешная социализация и самореализация или стагнация, задержка в личностном развитии, аномальное течение процесса развития, асоциальность. Э.Эриксон внес неоценимый вклад в психологическую и педагогическую теорию постановкой проблемы эго-идентичности «чувства самотождсствснности, собственной истинности, сопричастности миру и другим людям» [119. С. 186]. Для конфликт-ориентированного педагогического подхода принципиальное значение имеет анализ причин «диффузии идентичности», в которых дезориентирующее влияние общества, предъявляющего недостижимые большинством молодых людей социокультурные образцы, играет не последнюю роль. Психоаналитическая терапия (А. Фрейд, М. Клейн) детей основывается на предположении о том, что дети в связи с менее развитой субстанцией «Я» менее способны для решения конфликтов на уровне «Свсрх-Я» или на уровне |