24 ориентирующее влияние общества, предъявляющего недостижимые большинством молодых людей социокультурные образцы, играет не последнюю роль. Психоаналитическая терапия (А. Фрейд, М. Клейн) детей основывается на предположении о том, что дети в связи с менее развитой субстанцией «Я» менее способны для решения конфликтов на уровне «Сверх-Я» или на уровне реальности (конфликт между влечениями «Оно» и моральными нормами или требованиями реатьности). 11оэтому психоаналитическая терапия помогает тте только осознанию (экстериоризации) конфликтного содержимого, большей частью бессознательного, но и усилению инстанции «Я». Это положение используется при развитии конфликтной компетентности; в большинстве практико-ориентированных концепций наряду с задачами развития аналитических, переговорных способностей, предварительно решаются задачиукрепления чувства самоценности, усиления идентичности и т.д. В 20-30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугаила (18711938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.). Начало отологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903-1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социазьных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения |
детского возраста и его роль в развитии «нормальной» или «аномальной» личности (ср.: работу Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности»). В то же время именно ученик 3. Фрейда Эрик Эриксон, автор эпигенетической теории развития личности, заложил основу конструктивного подхода к конфликту: «каждый личный и социальный кризис представляет своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни» [148. С. 218]. Эриксон выделил в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из них сопровождается кризисом, который автор рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Ключевые противоречия возраста требуют своего разрешения. От успешности проживания кризиса зависит приобретение достижений «сильных сторон Я» и дальнейшее развитие здоровой личности, успешная социализация и самореализация или стагнация, задержка в личностном развитии, аномальное течение процесса развития, асоциальность. Э.Эриксон внес неоценимый вклад в психологическую и педагогическую теорию постановкой проблемы эго-идентичности «чувства самотождсствснности, собственной истинности, сопричастности миру и другим людям» [119. С. 186]. Для конфликт-ориентированного педагогического подхода принципиальное значение имеет анализ причин «диффузии идентичности», в которых дезориентирующее влияние общества, предъявляющего недостижимые большинством молодых людей социокультурные образцы, играет не последнюю роль. Психоаналитическая терапия (А. Фрейд, М. Клейн) детей основывается на предположении о том, что дети в связи с менее развитой субстанцией «Я» менее способны для решения конфликтов на уровне «Свсрх-Я» или на уровне реальности (конфликт между влечениями «Оно» и моральными нормами или требованиями реальности). Поэтому психоаналитическая терапия помогает не только осознанию (экстсриоризации) конфликтного содержимого, большей частью бессознательного, но и усилению инстанции «Я». Это положение используется при развитии конфликтной компетентности: в большинстве практнко-ориентированных концепций наряду с задачами развития аналитических, переговорных способностей, предварительно решаются задачи украшения чувства самоценности, усиления идентичности и т.д. Символический интеракционизм подлежит более подробному рассмотрению по причине его весомости в концепциях конфликториентированного полхода в образовании ФРГ. Выделяют три направления в иктеракаионнстской теории: символический интеракционизм (Дж. Мид, Г.Блумер, Т. Шибутани), ролевые теории (И. Гоффман., Р. Мертон), теории референтной группы (Т. Ныоком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон) [6. СЛ81]. Мы рассмотрим важнейшие понятия иитеракционизма, сыгравшие особую роль в становлении теории и практики конфликг-ориенггированного подхода в педагогике ФРГ. Основное положение символического иитеракционизма заключается в том, что человеческое поведение определяется интерпретацией значений и символов в процессе интеракции. Этот постулат важен для понимания степени зависимости и свободы человека от культуры группы, в которой он проходит социализацию. Для интеракциоиистов характерно процессуальное видение социального мира (и культуры, в частности): он представляет собой непрерывный процесс приспособления участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других. Данное положение нашло применение в концепциях межкулыурного образования (Г. Ауэрихаймср, В. Никс и др.) при рассмотрении проблемы социализации детей-мигрантов {см. п. 1.1.). Суть вопроса в том, возможно ли 71 |