54 новую качественную ступень в развитии (отношений, деятельности, личности и коллектива). Педагогическое диалектическое противоречие редко являлось предметом специального исследования в отечественной педагогике (И.Ф.Харламон) [75J. А ведь там, где выявлено педагогическое противоречие, есть большая вероятность отыскать и педагогический подход, стратегию разрешения указанного противоречия и тем самым сформулировать соответствующий педагогический принцип [1, С. 9]. В целом же, отечественная педагогическая наука и смежные с ней области человековедения всегда стояли на принципах материалистической диалектики. В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, а с другой как обладающие внутренне противоречивым характером (что и обеспечивает не только адаптацию, но и развитие личности в процессе образования). Ключевым является противоречие между целевыми установками образования на передачу опыта новым поколениям, воспроизводство культуры и потребностью в развитии культуры, прогрессом, требующим преодоления устаревших форм и способов деятельности. Можно выделить в педагогической действительности следующие группы противоречий (объективно присутствующие или внутренне присущие ей): социально-педагогические противоречия .между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием системы образования, которая является частью социальной подсистемы, с другой. Тогда могут возникать социально-политические конфликты между педагогической общественностью (гражданским обществом) и руководящими структурами (государством) по поводу проводимой государством образовательной политики, или социально-трудовые конфликты по поводу скудного финансирования. К этому уровню относятся также конфликты (противоречия) между потребно |
противоположностей» категория противоречия занимает центральное место в материалистической диалектике. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том» что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Принцип диалектического противоречия имеет важное методологическое значение для решения образовательных задач в русле ориентированного на продуктивный конфликт подхода: «...исследователю, занимающемуся проблемами конфликта в педагогике, необходимо иметь в виду прогрессивное значение конфликта как носителя противоречия и рассматривать любые проявления конфликта в педагогической действительности как объективное явление, имеющее конструктивные для воспитанника возможности. Задача педагога заключается в выявлении воспитательных, развивающих и обучающих возможностей реальной или моделируемой конфликтной ситуации» (Н.В. Самсонова) [116. С. 52]. Добавим, что принцип диалектического противоречия предполагает рассмотрение социальной действительности, педагогической реальности, объективных процессов социализации и развития личности как содержащих противоречия. Иначе говоря, он ориентирует педагога на выявление внутренне присущих любой педагогической ситуации противоречий, как с целью предупреждения их обострения в деструктивном виде, так и специального конструирования конфликта с целью продуктивного разрешения, снятия путем перехода па новую качественную ступень в развитии (отношений, деятельности, личности и коллектива). Педагогическое диалектическое противоречие редко являлось предметом специального исследования в отечественной педагогике (И.Ф.Харламов) [139]. Л ведь там, где выявлено педагогическое противоречие, сеть большая вероятность отыскать и педагогический подход, стратегию разрешения указанного противоречия и тем самым сформулировать соответствующий педагогический принцип [4. С.9]. В целом же, отечественная педагогическая наука и смежные с ней области человековедения всегда стояли на принципах материалистической диалектики. В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, а с другой как обладающие внутренне противоречивым характером {что и обеспечивает не только адаптацию, но и развитие личности в процессе образования). Ключевым является противоречие между целевыми установками образования на передачу опыта новым поколениям, воспроизводство культуры и потребностью в развитии культуры, прогрессом, требующим преодоления устаревших форм и способов деятельности. Можно выделить в педагогической действительности следующие группы противоречий (объективно присутствующие или В1[угренне присущие ей); • социально-педагогические противоречия между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием системы образования, которая является частью социальной подсистемы, с другой. Тогда могут возникать социальнополитические конфликты между педагогической общественностью (гражданским обществом) и руководящими структурами (государством) по поводу проводимой государством образовательной политики, или социально-трудовые конфликты по поводу скудного финансирования. К этому уровню относятся также конфликты (противоречия) между потребностями общества в наличии у выпускников социально-значимых качеств личности и отсутствием в педагогической системе условий для их развития, что побуждает к инновационным поискам в системе образования; • собственно педагогические противоречия, возникающие в педагогической системе (воспитание и самовоспитание, формирование и развитие, развитие и обучение, управление и 26 |