63 плюрализма, демократии), пронизывает и концепции «Воспитание культуры мира» (З.К. Шнекендорф), «Педагогики и психологии ненасилия» (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); развивается этнопедагогика (Г.11. Волков, И.И. Валеев, М.Г. Тайчинов и др.) как основа для реализации большинства названных концепций. Набирает силу мигрантская педагогика (И.В. Бабенко, М Л. Геворкян, О.В. Гукаленко), возникшая на основе идей, педагогической поддержки и зашиты (О.С. Газман) учащихся в поликультурпом образовательном пространстве. Педагогика ненасилия объявляет своей целыо «воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения» [60, С.80]. Достижение этой цели происходит через решение двух взаимосвязанных блоков педагогических задач: воспитание у подраст а ю щ е г о поколения миролюбия, духа ненасилия и гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей. При этом принятие педагогом позиции ненасилия представляется авторам важнейшим условием достижения поставленной цели. Принцип ненасилия всегда принадлежал гуманистическим концепциям воспитания. Неогуманистическая стратегия обучения и воспитания в России и . за рубежом, опирающаяся на положения гуманистинеской психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциализм (О. Болытов, М. Бубер, К. Ясперс, М. Хайдеггер), интсракционизм (И. Гоффман, Дж. Мид, Т. Шибу гани и др.), акцентирует явления субъективного внутреннего мира личности в процессе учения и ее становления. Образование должно быть гуманистическим в том смысле, чтобы наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человеческой личности. Поэтому современные концепции «новой педагогики», «открытого обучения», реализуемые в авторских альтернативных школах России и за рубежом, наряду с экзистенциалистской ориентацией испытывают |
этнопедагогика (Г.Н. Волков, И.И. Валеев, М.Г. Тайчинов и др.) как основа для реализации большинства названных концепций. Набирает силу мигрантская педагогика (И.В. Бабенко, M.J1. Геворкян, О.В. Гукаленко), возникшая на основе идей педагогической поддержки и защиты (О.С. Газман) учащихся в поликультуриом образовательном пространстве. Педагогика ненасилия объявляет своей цслыо «воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения» [П 8, С.80]. Достижение этой цели происходит через решение двух взаимосвязанных блоков педагогических задач: воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия и гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей. При этом принятие педагогом позиции иснасилия представляется авторам важнейшим условием достижения поставленной цели (ес характеристики в сравнении с позицией принуждения см. в Приложении 2). Принцип ненасилия всегда принадлежал гуманистическим концепциям воспитания. Мсогумапистическая стратегия обучения и воспитания в России и за рубежом, опирающаяся на положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциализм (О. Больнов, М. Кубср, К. Ясперс, М. Хайдеггер), интеракционизм (И. Гоффман, Дж. Мид, Т. Шибутани и др.), акцентирует явления субъективного внутреннего мира личности в процессе учения и ее становления. Образование должно быть гуманистическим в том смысле, чтобы наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человеческой личности. Поэтому современные концепции «новой педагогики», «открытого обучения», реализуемые в авторских альтернативных школах России и за рубежом, наряду с экзистенциалистской ориентацией испытывают прочную привязанность к неопрагматической тенденции «обучение посредством деятельности», но предполагают большую 45 |