66 том, что от поисков единственно верного и истинного представления о мире и утверждения его за счет игнорирования и подавления других представлений переходят к признанию возможности множественности истин, признанию их своеобразия и ценности, к поискам диалога и взаимопонимания. «Плюрализм означает, что люди рассматривают мир с разных точек зрения. Для многих людей и стран ассоциирование демократии с плюрализмом понятие слишком сложное для восприятия. Однако признак плюрализма является обязательным условием для установления демократических отношений между людьми. И здесь очень важно то, что он применим для всех членов общества. Лишение отдельных групп этих прав (их исключение из общего принципа) рассматривается как нарушение демократических и общечеловеческих норм» (П. Бателаан) [6, С. 134]. Плюрализм предполагает толерантность«терпимость культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными и абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки, понимание относительности их точности» (Г. Дмитриев) [20, С. 40]. В большинстве своем причины нетерпимости детей лежат в неумении аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию мирным путем; в незнании иных культур, порождающем страх, опасение, агрессивность, дискомфорт; в наличии усвоенных от взрослых, друзей, из средств массовой информации негативных стереотипов; в отсутствии умений контролировать свои эмоции. К настоящему времени в отечественной пауке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах. Педагогами и психологами исследуются структура и динамика конфликта, психотехника разрешения конфликта (А.С. Белкин, Ф.М. Бородкин, Е.Е. Вендров, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина, I1.M. Коряк, JI.A. Петровская, II.B. Самоукина и др.), конфликт в процессе педагогического общения (LLI.A. Амонашвили, Н.П. Аникеева, Н.В. Жутикова, В.А. Кан-Калик, М.М. Рыбакова, |
плюралистического мировоззрения. Философия плюрализма основная тенденция развития общественного сознания и современной культуры состоит в том, что от поисков единственно верного и истинного представления о мире и утверждения его за счет игнорирования и подавления других представлений переходят к признанию возможности множественности истин, признанию их своеобразия и ценности, к поискам диалога и взаимопонимания. «Плюрализм означает, что люди рассматривают мир с разных точек зрения. Для многих людей и стран ассоциирование демократии с плюрализмом понятие слишком сложное для восприятия. Однако признак плюрализма является обязательным условием для установления демократических отношений между людьми. И здесь очень важно то, что он применим для всех членов общества. Лишение отдельных групп этих прав (их исключение из общего принципа) рассматривается как нарушение демократических и общечеловеческих норм» (П. Бателаан) [10. С. 134]. Плюрализм предполагает толерантность «терпимость культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными и абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки, понимание относительности их точности» (Г. Дмитриев) [51. С.40]. В большинстве своем причины нетерпимости детей лежат в неумении аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию мирным путем; в незнании иных культур, порождающем страх, опасение, агрессивность, дискомфорт; в наличии усвоенных от взрослых, друзей, из средств массовой информации негативных стереотипов; в отсутствии умений контролировать свои эмоции. Главный парадокс в развитии человечества состоит в том, что, так продвинувшись в техническом отношении, преобразовании внешней природы, человечество практически не продвигается в моральном отношении (примером могут служить мировые войны XX века), а конфликты между 15 |