Проверяемый текст
Бочарова, Юлия Юрьевна; Ориентация теории и практики образования на продуктивный конфликт (Диссертация 2004)
[стр. 78]

78 демократические перспективы.
При серьезном принятии категории историчности этот принцип должен быть обращен и ко всем прочим категориям».

Достоинство человека «Категория достоинства человека возникает из максимы основного права и оценивает политические акции и ситуации в том, каким образом они действуют на людей.
В ней можно выделить и отдельные основные права человека, так как она вводится здесь не как отдельная категория, а как собрание основных прав человека»
[100, С.
115-116].
Герман Гизеке подходит к постановке целей политического образования следующим образом: «Что собственно должна означать «политика», трудно сказать.
В повседневной политической жизни она проявляется в том, что люди имеют различные интересы, цели и желания, которые находятся в противоречии друг с другом и должны быть так согласованы друг с другом, чтобы обеспечить сохранение мира.
Эти противоречия обозначают не дефицит морали в обществе, а ее индивидуальное, неизменное своеобразие (конфликт)», и далее: «Политика выявляет сегодня фундаментальный факт
социоэкономического неравенства в обществе.
Это неравенство приводит к конфликтам, которые являются пусковым механизмом политического процесса и затем предметом политических соглашений.
Принятие обязательств в конфликте открывает возможность уменьшить величину неравенства (конфликт)».
Общая цель политического образования тогда определяется так: «Если речь идет о том, чтобы продлить исторический процесс демократизации в будущее, то должны
быть изучены такие знания, способности и готовности, в которых нуждаются непривилегированные группы для осознания и продвижения своих интересов» [100, С.
114].
Также «должна быть развита способность заявлять себя в смысле общего прогресса демократизации и продвижения
собственных интересов в явных конфликтах и
но возможности перевести их в скрытые (противоречия)» [128, С.
177].
[стр. 60]

только педагогическими средствами уводит от рассмотрения главного вопроса общественно-политического развития господства и власти» утверждает 7.Ф.
Яркина [158.
С.
123].
Коммуникативная педагогика с 70-х годов XX века не утратила своей актуальности, к ней возвращаются при разработке новых актуальных концепций, как, например, межкультурной педагогики Маргит Остсртаг, построенной на работах Клауса Шаллсра [238], где подробно рассматриваются методологические основы конфликт-ориентированного подхода в межкультурном образовании, опирающегося на релятивистскую модель межкультурной коммуникации.
Модель дискурса (по Ю.
Хабермасу) как метода и формы эффективной и в то же время гуманной коммуникации нашла применение в современной концепции межкультурного воспитания и образования Вольфганга Нике при поиске адекватных путей регулирования межкультурных конфликтов в педагогической повседневности (см.
п.2.2) [236; 237].
С середины 60-х годов в педагогическую науку и практику стали проникать различные теории конфликта (как либсрапмю-плюралистичсские, так и марксистско-социалистические) в связи с дискуссией о целях политического образования, его методах и содержании (см.
п.
2.1.).
Социологические опросы показывают, что школьники не только готовы к обсуждению проблем установления демократического образа жизни в обществе, но и склонны и способны рассматривать школьную ситуацию, семейные отношения, профессиональные шансы с точки зрения прав человека и демократии.
Также было обозначено направление децентрации учителя (преодоление ситуации неравенства власти, господства) и эмансипации учеников.
Цель политического образования определялась так: «Должна быть развита способность заявлять себя в смысле общего прогресса демократизации и продвижения собственных интересов в явных конфликтах и по возможности перевести их в скрытые (противоречия)» [243.
С.
177].


[стр.,128]

«политика», «социология», «религия», «историко-социальное мироведеиие», «мировсденис и экология», «история», «география», «ценности и нормы», занятиях иностранным и родным языком (для мигрантов), через участие в межкультурных тренингах и проектах, деловых играх и пр.[254].
Политическое образование особенно интенсивно развивалось в 60-80 х годах прошлого века, формирование опыта продуктивного конфликтоватшя осуществлялось на уроках политики и социологии с применением методов социального обучения (большей частью организационно-деловой игры и драматизации).
Больше внимания уделялось формированию критического мировоззрения, повышению мотивации к общественно-политической деятельности.
Герман Гизеке подходит к постановке целей политического образования следующим образом: «Что собственно должна означать «политика», трудно сказать.
В повседневной политической жизни она проявляется в том, что люди имеют различные интересы, цели и желания, которые находятся в противоречии друг с другом и должны быть так согласованы друг с другом, чтобы обеспечить сохранение мира.
Эти противоречия обозначают не дефицит морали в обществе, а ее индивидуальное, неизменное своеобразие (конфликт)», и далее: «Политика выявляет сегодня фундаментальный факт
социоэкономичсского неравенства в обществе.
Это неравенство приводит к конфликтам, которые являются пусковым механизмом политического процесса и затем предметом политических соглашений.
Принятие обязательств в конфликте открывает возможность уменьшить величину неравенства (конфликт)».
Общая цель политического образования тогда определяется так: «Если речь идет о том, чтобы продлить исторический процесс демократизации в будущее, то должны
бьпъ изучены такие знания, способности и готовности, в которых нуждаются непривилегированные группы для осознания и продвижения своих интересов» [184.
С.
114].
Также «должна быть развита способность, заявлять себя в смысле общего прогресса демократизации и продвижения


[стр.,131]

теряют свои демократические перспективы.
При серьезном принятии категории историчности этот принцип должен быть обращен и ко всем прочим категориям».

Достоинство человека «Категория достоинства человека возникает из максимы основного права и оценивает политические акции и ситуации в том, каким образом они действуют на людей.
В ней можно выделить и отдельные основные права человека, так как она вводится здесь не как отдельная категория, а как собрание основных прав человека»
[184.
С.
115-116].
Хартмут и Тило Кастнср все многообразие конфликтов предложили разделить по следующим уровням (располагая их от наиболее близких, привычных в личной области, к более общим, еще, возможно, не вызывающим интереса): • Индивидуально-личностные конфликты (супружеские и семейные кризисы, ссоры с друзьями, состояния страха, кризис идентичности и т.д.).
• Межличностные конфликты (профессиональные, конфликты между партнерами, конфликты «учитель ученики» и т.д.) • Институциона1ъные конфликты (забастовки, тарифные конфликты, конфликты с полицией и т.д.).
• Конфликты между общественными подсистемами (гражданские войны, военные путчи, гражданские инициативы, например, движение против ядерных станций и т.д.).
• Конфликты между обществами (Ирано-иракский конфликт, конфликт в Северной Ирландии и т.д.).
• Конфликты между силовыми блоками (конфликт Север-Юг, Запад-Восток, Афганистан, нефтяной кризис и т.д.).
Авторы предлагают сообщать учащимся знания о механизмах преодоления конфликтов (от активной физической агрессии до уважения и принятия точки зрения и поведения другой стороны), чтобы довести до

[Back]