99 вотирующие знания в конкретных условиях тех или иных повседневных политических конфликтов данного общества. Превращение передаваемой информации в знание происходит через ее осмысление рецепиеитом соотнесение с фоновым знанием, личным опытом и переживанием, нормами, диктуемыми социальным окружением. Осмысление индивидуальный творческий акт обучающегося, который никто не в состоянии совершить вместо него. «Знание» должно привести к освобождению от манипуляционной зависимости, от непонимания, оно должно в корне повлиять на потребность в субъективном выражении и в предметно-практической деятельности. Учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать на основе полученного знания смысл и динамику событий политической жизни, с тем, чтобы они в будущем, после завершения обучения, могли не только ориентироваться в происходящих процессах, но и целенаправленно воздействовать на принятие политических решений в соответствии со своими ролями в обществе. Герман Гизеке был сторонником открытой, открывающей модели образования, ориентированной не на запоминание даваемой информации, а на развитие навыков понимания и использования знаний. Ещё одной из ведущих категорий в концепции Г. Гизеке, как было упомянуто выше, является «коммуникация». Он указывает на то, что применение различных форм человеческой коммуникации, развитие умений критического анализа продуктов коммуникации (выступление политиков, философские произведения и научно-популярная литература) способствуют целям политического образования, формированию установок на активную гражданскую позицию в целях изменения социальной действительности. По мнению Г. Гизеке, конфликс происходит в результате неэффективной коммуникации, а его разрешение, соответственно, должно включать процесс налаживания эффективных коммуникаций. Под эффективной коммуникацией понимается намеренная передача информации, а также получение и интерпретация ее точно в том виде, в |
коммуникации легитимация и идеология. Таким образом, жизнь в будущем эмансипированном обществе видится Хабермасу и другим представителям критической теории как освобожденный от всякого господства и давления «процесс свободного общения с неограниченными возможностями коммуникации всех со всеми». Коммуникативное действие считается предпосылкой и формой эмансипации. С 70-х гг. критическая теория и, в первую очередь, работы Ю. Хабермаса, породили дискуссии по проблеме педагогического общения в русле социально-критической педагогики. Речь идет о разработке, создании коммуникативной теории воспитания, коммуникативной дидактики и педагогики в целом, где все основные педагогические феномены трактуются с позиций категории общения. Последняя же выдастся за сущностную характеристику человеческой природы, поведения и воспитательного процесса. Таких позиций придерживаются К. Шефер, К. Шаллер, К.Молленхауср, Г. Херингер, Г. Альборн, М. Хаген, Т. Бухер. Критика данного направления была проведена Т.Ф. Яркиной в статье «Проблема общения в буржуазной педагогике (Критика коммуникативной теории воспитания)» в 1978 г. [158]. Применение различных форм человеческой коммуникации (интервью, критические заметки в журналы, публичные выступления и т.д.), развитие умений критического анализа продуктов коммуникации (выступление политиков, философские произведения и научно-популярная литература) зачастую подчинены целям политического образования, формированию установок на активную политическую деятельность в целях изменения социальной действительности. Это вызывает острую критику со стороны многих видных теоретиков немецкой педагогики в отношении «опасности подменить политику педагогикой» (Г. Аусрнхаймер, 2002; Ф. Хамбургер, 1999; Ф.О. Радгке, 1995; И. Дим, 1999; и др). «Акцентирование эмансипации индивида и общества 59 |