Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 100]

100 усваиваются массовым сознанием из идеологии.
Часто возникают противоречия между социальными представлениями, базирующимися на общественной психологии и на идеологии.
В реальной жизни массовое сознание обладает относительной самостоятельностью.
В этом случае необходимо признать способность общественной психологии избирательно реагировать на идеологические влияния, в зависимости от собственного социального и жизненного опыта людей и их менталитета.
Вероятным моментом рождения новой идеологии является период кризиса общественной системы.

Если идеология стала достоянием массового сознания, неизбежен синтез различных уровней массового сознания.
Идеологическое влияние происходит через информационные потоки средств массовой коммуникации
и информации, создавая-'основу для изменения или коррекции динамичных слоев массового сознания.
Цель такого влияния — создать некий «идеальный образ», к которому общество должно в процессе развития приближаться.
Естественно, что эта идеальная
«картинка» в процессе развития должна соответствовать реальным изменениям.
Если же этого не происходит, то в сознании людей происходит «сшибка», расщепление, что на уровне психологической реакции выражается в неверии, чувстве пессимизма,
негативизме и т.д.
Таким образом, в массовом сознании происходят сложные, противоречивые, диалектически переходящие из одного в другое состояние, процессы.
Часть из них разворачивается спонтанно, часть
формируется через средства массовой информации путем целенаправленного воздействия со стороны правящей элиты, контролирующей и управляющей процессом идеологического воздействия с использованием информационных социальных технологий или откровенно манипулятивных социальных и психологических
[стр. 95]

представления образуются двумя путями: во-первых, идеологамипрофеесионалами и пропагандистами, которые разрабатывают простые, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей; вовторых, идеологические взгляды и представления вырабатываются индивидами самостоятельно в их повседневной жизни; это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).
В любой идеологической системе следует выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическую психологию.
Этот уровень идеологии обычно отождествляют с политической психологией масс народа.
К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться индивидами самостоятельно.
Идеологические воздействия инициируют социальные преобразования общества и изменение динамичных элементов массового сознания.
Реальное массовое сознание складывается на основе взаимодействия общественной психологии и идеологии: те обобщенные ценностные представления, общественные цели и идеалы, которые не могут быть выработаны в рамках общественной психологии как таковой, усваиваются массовым сознанием из идеологии.
Часто возникают противоречия между социальными представлениями, базирующимися на общественной психологии и на идеологии.
В реальной жизни массовое сознание обладает относительной самостоятельностью.
В этом случае необходимо признать способность общественной психологии избирательно реагировать на идеологические влияния, в зависимости от собственного социального и жизненного опыта людей и их менталитета.
Вероятным моментом рождения новой идеологии является период кризиса общественной системы.

95

[стр.,96]

Если идеология стала достоянием массового сознания, неизбежен синтез различныхуровней массового сознания.
Идеологическое влияние происходит через информационные потоки средств массовой коммуникации,
создавая основу для изменения или коррекции динамичных слоев массового сознания.
Цель такого влияния создать некий «идеальный образ», к которому общество должно в процессе развития приближаться.
Естественно, что эта идеальная
«картонка» в процессе развития должна соответствовать реальным изменениям.
Если же этого не происходит, то в сознании людей происходит «сшибка», расщепление, что на уровне психологической реакции выражается в неверии, чувстве пессимизма,
негативизма, и т.д.
Таким образом, в массовом сознании происходят сложные, противоречивые, диалектически переходящие из одного в другое состояние процессы Часть из них разворачивается спонтанно, часть
через средства массовой информации путем целенаправленного воздействия со стороны правящей элиты, контролирующей и управляющей процессом идеологических воздействий с использованием информационных социальных технологии или откровенно манипулятивных социальных и психологических воздействий.
В этом процессе трудно определить, какие факторы спонтанные или целенаправленные (идеологические и манипулятивные) способны в большей степени повлиять на массовое сознание.
На основе изучения этих процессов в различные истерические отрезки времени в качестве устойчивых, имманентных особенностей процесса трансформации массового сознания можно выделить следующие: 1.
Выраженная динамичность поверхностных слоев массового сознания.
Идеологические, информационные, манипулятивные и организационноуправленческие воздействия обуславливают быструю трансформацию лишь поверхностного уровня массового сознания и частичную адаптацию социальных групп к идеологическим конструктам и новойреальности.
96

[Back]