Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 101]

101 воздействий.
В этом процессе трудно определить, какие факторы спонтанные или целенаправленные (идеологические и манипулятивные) способны в большей степени повлиять на массовое сознание.
На основе изучения этих процессов в различные
исторические отрезки времени в качестве устойчивых, имманентных особенностей процесса трансформации массового сознания можно выделить следующие: 1.
Выраженная динамичность поверхностных слоев массового сознания.
Идеологические, информационные, манипулятивные и организационно-управленческие воздействия
обусловливают быструю трансформацию лишь поверхностного уровня массового сознания и частичную адаптацию социальных групп к идеологическим конструктам и новой реальности.
2.
Временное доминирование динамичных компонентов над устойчивыми слоями массового сознания.
Внешние факторы воздействия и динамичность массового сознания лишь временно превалируют над глубинными (бессознательными) структурами массового сознания, однако по мере нарастания их несогласованности и контраста доминирующая роль переходит к глубинному ядру массового сознания.
В этом случае информационно-идеологические воздействия и внедряемые образы «рассеиваются» под влиянием жизненного опыта масс и глубинного ядра массового сознания.
История нашего государства свидетельствует о чередовании периодов созидательного порядка и периодов хаоса, связанных с деятельностью правящей или политической элиты, проводящей реформы «сверху» и последующим отторжением достигнутых результатов «снизу».
XX век дает нам картину особенно резких и интенсивных колебаний в этом процессе.
Естественно возникает вопрос: на каком уровне существуют устойчивые структуры массового сознания?
Методологией ответа на
[стр. 96]

Если идеология стала достоянием массового сознания, неизбежен синтез различныхуровней массового сознания.
Идеологическое влияние происходит через информационные потоки средств массовой коммуникации, создавая основу для изменения или коррекции динамичных слоев массового сознания.
Цель такого влияния создать некий «идеальный образ», к которому общество должно в процессе развития приближаться.
Естественно, что эта идеальная «картонка» в процессе развития должна соответствовать реальным изменениям.
Если же этого не происходит, то в сознании людей происходит «сшибка», расщепление, что на уровне психологической реакции выражается в неверии, чувстве пессимизма, негативизма, и т.д.
Таким образом, в массовом сознании происходят сложные, противоречивые, диалектически переходящие из одного в другое состояние процессы Часть из них разворачивается спонтанно, часть через средства массовой информации путем целенаправленного воздействия со стороны правящей элиты, контролирующей и управляющей процессом идеологических воздействий с использованием информационных социальных технологии или откровенно манипулятивных социальных и психологических воздействий.
В этом процессе трудно определить, какие факторы спонтанные или целенаправленные (идеологические и манипулятивные) способны в большей степени повлиять на массовое сознание.
На основе изучения этих процессов в различные
истерические отрезки времени в качестве устойчивых, имманентных особенностей процесса трансформации массового сознания можно выделить следующие: 1.
Выраженная динамичность поверхностных слоев массового сознания.
Идеологические, информационные, манипулятивные и организационноуправленческие воздействия
обуславливают быструю трансформацию лишь поверхностного уровня массового сознания и частичную адаптацию социальных групп к идеологическим конструктам и новойреальности.
96

[стр.,97]

2.
Временное доминирование динамичных компонентов над устойчивыми слоями массового сознания.
Внешние факторы воздействия и динамичность массового сознания лишь временно превалируют над глубинными (бессознательными) структурами массового сознания, однако по мере нарастания их несогласованности и контраста доминирующая роль переходит к глубинному ядру массового сознания.
В этом случае информационно-идеологические воздействия и внедряемые образы «рассеиваются» под влиянием жизненного опыта масс и глубинного ядра массового сознания.
История нашего государства свидетельствует о чередовании периодов созидательного порядка и периодов хаоса, связанных с деятельностью правящей или политической элиты, проводящей реформы «сверху» и последующим отторжением достигнутых результатов «снизу».
XX век дает нам картину особенно резких и интенсивных колебаний в этом процессе.
Естественно возникает вопрос: на каком уровне существуют устойчивые структуры массового сознания?
На этот вопрос наиболее отчетливый ответ дал К.Г.Юнг, который назвал эти духовные образования архетипами, которые существуют на уровне родовой памяти, коллективного бессознательного, образующих всеобщее основание душевной жизни каждого человека.1 Коллективное бессознательное наиболее глубинный уровень психики, оно имеет свои подструктуры, которые выступают н как результат предшествующего филогенетического и исторического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, представлений, образов, принципов, ценностей.
Поэтому, если рассматривать состояние социальных трансформаций в психологическом плане, то в современном российском обществе они прежде всего проявляются как ценностный вакуум на динамичном, а не на глубинном, ментальном уровне.
К тому же в структур» массового сознания наличествует и так называемый инертный слой.
К подструктурам этого слоя относятся: ценностные ориентации, традиции, обыденное сознание.
Трансформация 1См.: ЮнгК.Г.
Психологиябессознательного.
М., 1991,Юнг К.Г.
Психологические типы.
М., 19% и др.
97

[Back]