Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 102]

102 данный вопрос являются идеи К.Г.Юнга, который назвал эти духовные образования архетипами, которые существуют на уровне родовой памяти, коллективного бессознательного, образующих всеобщее основание душевной жизни каждого человека.
Коллективное бессознательное наиболее глубинный уровень психики, оно имеет свои подструктуры, которые выступают
и как результат предшествующего филогенетического и исторического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, представлений, образов, принципов, ценностей.
Поэтому, если рассматривать состояние социальных трансформаций в психологическом плане, то в современном российском обществе они прежде всего проявляются как ценностный вакуум на динамичном, а не на глубинном, ментальном уровне.
К тому же в структуре массового сознания наличествует и так называемый инертный слой.
К подструктурам этого слоя относятся: ценностные ориентации, традиции, обыденное сознание.
Трансформация
инертных слоев массового сознания осуществляется в течение десятилетий.
«Защита» от полного разрушения массового сознания происходит благодаря сохранению его
априорного ядра, связанного с глубинной психологией социума.
Каждый человек, как и социум в целом, обладает специфическим защитным механизмом, направленным на сохранение априорного ядра.
Неосознаваемая защита от нарушения сложившегося порядка, исторических традиций и стереотипов поведения составляет важный компонент целеполагания и оберегает личность от душевного хаоса и смятения.
Внутренняя жизнь человека всегда направлена на организацию и поддержание субъективных ценностей.
Поэтому причину кризиса, постигшего Россию в конце XX века, следует искать не только в сфере экономики или
политики, но и в попытках российских реформаторов насильственно изменить глубинные, лежащие в основе бессознательного,
[стр. 97]

2.
Временное доминирование динамичных компонентов над устойчивыми слоями массового сознания.
Внешние факторы воздействия и динамичность массового сознания лишь временно превалируют над глубинными (бессознательными) структурами массового сознания, однако по мере нарастания их несогласованности и контраста доминирующая роль переходит к глубинному ядру массового сознания.
В этом случае информационно-идеологические воздействия и внедряемые образы «рассеиваются» под влиянием жизненного опыта масс и глубинного ядра массового сознания.
История нашего государства свидетельствует о чередовании периодов созидательного порядка и периодов хаоса, связанных с деятельностью правящей или политической элиты, проводящей реформы «сверху» и последующим отторжением достигнутых результатов «снизу».
XX век дает нам картину особенно резких и интенсивных колебаний в этом процессе.
Естественно возникает вопрос: на каком уровне существуют устойчивые структуры массового сознания? На этот вопрос наиболее отчетливый ответ дал К.Г.Юнг, который назвал эти духовные образования архетипами, которые существуют на уровне родовой памяти, коллективного бессознательного, образующих всеобщее основание душевной жизни каждого человека.1 Коллективное бессознательное наиболее глубинный уровень психики, оно имеет свои подструктуры, которые выступают н как результат предшествующего филогенетического и исторического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, представлений, образов, принципов, ценностей.
Поэтому, если рассматривать состояние социальных трансформаций в психологическом плане, то в современном российском обществе они прежде всего проявляются как ценностный вакуум на динамичном, а не на глубинном, ментальном уровне.
К тому же в структур» массового сознания наличествует и так называемый инертный слой.
К подструктурам этого слоя относятся: ценностные ориентации, традиции, обыденное сознание.
Трансформация
1См.: ЮнгК.Г.
Психологиябессознательного.
М., 1991,Юнг К.Г.
Психологические типы.
М., 19% и др.
97

[стр.,98]

инертных слоев массового сознания осуществляется в течение десятилетий.
«Защита» от полного разрушения массового сознания происходит благодаря сохранению его
смыслового ядра, включающего смысловые и ценностные составляющие, сформированные не в одном поколении и определяющие ментальность субъекта-носителя массового сознания.
Каждый человек, как и социум в целом, обладает специфическим защитным механизмом, направленным на сохранение априорного ядра.
Неосознаваемая защита от нарушения сложившегося порядка, исторических традиций и стереотипов поведения составляет важный компонент целеполагания и оберегает личность от душевного хаоса и смятения.
Внутренняя жизнь человека всегда направлена на организацию и поддержание субъективных ценностей.
Поэтому причину кризиса, постигшего Россию в конце XX века, следует искать не только в сфере экономики или
политика, по и в попытках российских реформаторов насильственно изменить глубинные, лежащие в основе бессознательного, ценности российского менталитета и этнические стереотипы поведения россиян.
Значимость субъективной цели как на уровне социума, так и на уровне группы, а также отдельного индивида, определяется во многом мерой ее соответствия ядру этнического менталитета.
В этом случае достижение субъективно желаемой цели является фактором, организующим душевный покой и порядок, предохраняющим индивида от тягостного ощущения душевного беспорядка даже при объективном ухудшении материальных условий и экономического положения индивида.
Поэтому все попытки насильственного изменения менталитета опасны и малоперспективны.
Именно поэтому сегодня в сознании значительной части населения России наблюдается отторжение нововведений и стремление обосновать необходимость возврата к традиционным ценностям: укреплению власти государства, государственному регулированию экономики, восстановлению 98

[Back]