103 ценности российского менталитета и этнические стереотипы поведения россиян. Значимость субъективной цели как на уровне социума, так и на уровне отдельного индивида, определяется во многом мерой ее соответствия априорному ядру этнического менталитета. В этом случае достижение субъективно желаемой цели является фактором, организующим душевный покой и порядок, предохраняющим индивида от тягостного ощущения душевного беспорядка даже при объективном ухудшении материальных условий и экономического положения индивида. Поэтому все попытки насильственного изменения менталитета опасны и малоперспективны. Именно поэтому сегодня в сознании значительной части населения России наблюдается отторжение нововведений и стремление обосновать необходимость возврата к традиционным ценностям: укреплению власти государства, государственному регулированию экономики, восстановлению социальной справедливости и даже к необходимости навести порядок с помощью «сильной руки». Это происходит потому, что в критические моменты (а именно такой момент переживает Россия, учитывая не только сугубо российские, но и мировые тенденции), когда происходит значительное отклонение от привычного образа жизни, актуализируется коллективное бессознательное, глубинные, ментальные традиции. Реализуясь в обыденном сознании, основой которых выступают осознаваемые массовые умонастроения, они побуждают людей к деятельности, подготавливают определенные общественно-политические события. Обыденное сознание, общественные умонастроения, выступая основой массового сознания, представляют собой не только самое массовое явление социальной психики, но и один из наиболее значимых факторов, побуждающих людей к деятельности. Именно сдвиги в общественном настроении подготавливают определенные общественно |
инертных слоев массового сознания осуществляется в течение десятилетий. «Защита» от полного разрушения массового сознания происходит благодаря сохранению его смыслового ядра, включающего смысловые и ценностные составляющие, сформированные не в одном поколении и определяющие ментальность субъекта-носителя массового сознания. Каждый человек, как и социум в целом, обладает специфическим защитным механизмом, направленным на сохранение априорного ядра. Неосознаваемая защита от нарушения сложившегося порядка, исторических традиций и стереотипов поведения составляет важный компонент целеполагания и оберегает личность от душевного хаоса и смятения. Внутренняя жизнь человека всегда направлена на организацию и поддержание субъективных ценностей. Поэтому причину кризиса, постигшего Россию в конце XX века, следует искать не только в сфере экономики или политика, по и в попытках российских реформаторов насильственно изменить глубинные, лежащие в основе бессознательного, ценности российского менталитета и этнические стереотипы поведения россиян. Значимость субъективной цели как на уровне социума, так и на уровне группы, а также отдельного индивида, определяется во многом мерой ее соответствия ядру этнического менталитета. В этом случае достижение субъективно желаемой цели является фактором, организующим душевный покой и порядок, предохраняющим индивида от тягостного ощущения душевного беспорядка даже при объективном ухудшении материальных условий и экономического положения индивида. Поэтому все попытки насильственного изменения менталитета опасны и малоперспективны. Именно поэтому сегодня в сознании значительной части населения России наблюдается отторжение нововведений и стремление обосновать необходимость возврата к традиционным ценностям: укреплению власти государства, государственному регулированию экономики, восстановлению 98 социальной справедливости. В критические моменты (а именно такой переживает Россия), когда происходит значительное отклонение от привычного образа жизни, актуализируется коллективное бессознательное, глубинные, ментальные традиции. Реализуясь в обыденном сознании, они выполняют определенные защитные и стабилизирующие функции. Вместе с тем позволяют на уровне здравого смысла сформировать отношение к происходящему. Общественные умонастроения, выступая основой массового сознания, представляют собой один из наиболее значимых факторов, побуждающих людей к деятельности. Именно сдвнги в общественном настроении подготавливают определенные общественно-политические события, ведущие к социальным изменениям. Умонастроения сплав эмоционального настроения и рационального понимания, неосознанного и осознанного представления с ярко выраженным оценочным отношением к актуальным фактам, событиям действительности, к существующим условиям жизнедеятельности человека и возможности удовлетворения своих интересов и потребностей. Умонастроению присуща эмоциональная основа, динамичность, заразительность, выраженность оценочно-ценностного отношения к конкретной социальной ситуации. Общественные умонастроения обусловлены с одной стороны, системой общественных отношений: экономических, политических, социальных, идеологических, а с другой стороны, реальными значимыми событиями общественной жизни, затрагивающие интересы широких слое» общества. Умонастроения проявляются: как эмоциональный отклик, отношение к свершившемуся факту действительности; через практическое действие, поведенческие акты. Развитие обществеиного умонастроения сложный процесс. Он включает механизмы массового общения, сравнительной оценки информации с учетом ценностных критериев и социального опытачеловека. Существует определенная цикличность изменения общественного настроения в зависимости от проводимой государством и политическим 99 |