113 отражение невозможности изменить обстоятельства жизни, стремление компенсировать это в форме религиозных, оккультных предпочтений, различных форм колдовства, гаданий и т.д. Проявляется и авторитарная характеристика сознания, и это особенно тревожно. Достаточно низка активность людей, их нежелание что-то изменить. Сильны дезадаптационные процессы в отношении личности и социальных групп. При этом важно подчеркнуть, что эти процессы особо коснулись такой социальной группы, как молодежь. Несмотря на то, что молодежи в силу объективных и субъективных характеристик, легче, чем старшим поколениям, адаптироваться к нововведениям, процесс развития этой группы достаточно сложен и противоречив. У молодежи отсутствует социальный опыт и не укреплены нормы позитивных социальных отношений. Здесь приспособление к среде идет не только по позитивному, но и негативному типу, включая «приспособление» к криминальным условиям. В этом случае этот процесс целесообразно называть псевдоадаптационным. 2.2. Методология и методика социально-психологического исследования массового сознания Для выявления реального состояния массового сознания важно знать, каковы реальные показатели социально-психологического состояния различных социальных групп в современном российском обществе. Поэтому данный раздел работы представляет собой описание методов и технологии исследования отдельных показателей социальнопсихологического состояния выявленных . в результате эмпирического исследования его различных сторон. Цель такой процедуры заключается в том, чтобы показать возможность применения социально-психологического исследования реальных характеристик массового сознания. Методология и методика исследования |
социальные преобразования снова потерпят поражение. Социальная адаптация и массовое принятие социальных инноваций возможны, если социальные реформы не вступают в резкое противоречие с глубинным ядром массового сознания и менталитета народа. Стихийная, поверхностная адаптация массового сознания преимущественно носят вынужденный псевдоадаптационный характер, как необходимость выживания в неблагоприятных социальных условиях. Частичная адаптация поверхностных слоев массового сознания населения к социальным переменам успешно осуществляется лишь в случае системного воздействия властных и общественных структур на сознание, поведение людей, включение их в социальные, личностно-психологические и общественноприемлемые, полезные социальные связи и вида деятельности, согласованные с новыми социально-полезными нормами и целями жизнедеятельности общества. Анализ особенностей массового сознания современного российского общества показывает, что в этом сознании отразились все противоречия социально-экономического и духовного кризиса, связанного с происходящими в обществе кризисными процессами. С этой точки зрения в этом сознании можно выделить наиболее характерные черты, отражающие реальные процессы. К ним относятся: поляризация интересов различных социальных групп, одним из крайних выражений которой является отчуждение представителей этих трупп. Преобладание в этом сознании эмоционального компонента в основном негативного плана (тревожность, неудовлетворенность, снижение веры в завтрашний день и др.). Затребованностъ чуда, как отражение невозможности изменить обстоятельства жизни, стремление компенсировать это в форме религиозных, оккультных предпочтений, различных форм колдовства, гаданий и т.д. Проявляется и авторитарная характеристика сознания, и это особенно тревожно. Достаточно низка активность людей, их нежелание что-то изменить. Сильны дезадаптационные процессы в отношении личности и социальных групп. При этом важно подчеркнуть, что, несмотря на то, что молодежи в силу объективных и субъективных характеристик, легче, чем старшим поколениям, адаптироваться к нововведениям, процесс развития этой группы достаточно сложен и противоречив. У молодежи отсутствует социальный опыт и не укреплены нормы позитивных социальных отношений. Здесь приспособление к среде идет не только по позитивному, но и негативному типу, включая «приспособление» к криминальным условиям. В этом случае этот процесс целесообразно называть псевдоадаптационным. С этой точки зрения анализ молодежи как преемницы социальных образцов и традиций и носителю будущего, значим не только для нее самой, но и для общества в цепом. Выводы по перши главе. Теоретико-методологический анализ феномена массового сознания показал, что в процессе его исследования произошла значительная трансформация в его толковании и определении. В конце девятнадцатого века, когда оно начало наиболее интенсивно изучаться, понятие «массовое сознание» рассматривалось в соотношении с понятиями «толпа», «публика» и определялось как некое психическое состояние этих субъектов. В этом случае их характеристиками выступали: бесструктурность, неопределенность, стохастичность, неорганизованность и т.д. С течением времени этому явлению все более придается социальный смысл, отчетливо проявляющийся во взаимосвязи процесса формирования массового сознания, отражающего реальные социальные процессы. Массовое сознание трактуется уже не только как духовное (психологическое), нои социальное образование. Обобщение результатов анализа позволило прийти к определению массового сознания как массовидного интегративного понятия, отражающего реальные социальные процессы и явления. В качестве характеристик оно включает различные формы отражения действительности (социальные представления, идеалы, жизненные цели и т.д.); эмоциональные отношения к событиям и фактам (социальные чувства, умонастроения и т.д.); 108 |