116 анализе и интерпретации показателей, влияющих на представление о реальном состоянии массового сознания (Общие данные результатом исследования представлены в приложении 2. В качестве исходной методологической посылки была принята разработанные в предыдущих разделах представления о современном массовом сознании. Их основной постулат заключается в понимании массового сознания как массовидного образования, включающего различные формы отражения действительности: социальные представления, идеалы, жизненные цели и т.д.; эмоциональные состояния и отношения к событиям и фактам, социальные чувства, умонастроения и т.д.; социальные ценности, и др. В связи с этим и эмпирическое исследование массового сознания предполагало раскрытие характеристик по трем основным блокам вопросов. С одной стороны, они были связаны с выяснением представлений об идеалах, социальных ценностях и отношением к современным событиям. С другой стороны, выяснением личностного эмоционального состояния и ощущения жизни. Представления об идеалах, социальных ценностях содержали оценку: о возможности устроить жизнь «в одиночку» (вопрос 12) о месте и роли государства в личной жизни и решении социальных проблем (вопрос 15). -о главных ценностях жизни (вопрос 16) о важных ценностях общества (вопрос 19) о идеологических и идейных предпочтениях (21 вопрос) о самом главном в жизни человека (вопрос 16) Эмоциональные состояния и личностное отношение к событиям и фактам выяснялось по группе вопросов, связанных с оценкой: жизненной ситуации (вопрос 3) чувства и переживания (вопрос4) источников влияния на чувства (вопрос 5) |
Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать ряд выводов, имеющих теоретико-методологическое и конкретно-научное значение для изучения феномена массового сознания. Наличие различных подходов к проблеме массового сознания отражает не только генезис научного понятия, но и конкретно-исторические условия общественногоразвития. Социально-философский анализ массового сознания, опирающийся на разработки социальных и гуманитарных наук, позволяет создать целостную его концепцию, включающую генезис понятия, анализ его детерминант, содержание и структуру. Такая концепция формируется,на основе системного и субъектного подходов. Применение системного подхода позволило создать не одномерную, а многомерную модель массового сознания, сложную по составу образующих его элементов и связей между ними. В качестве субъекта -носителя массового сознания рассматривается «масса». В отличие от традиционного понимания массы как синонима толпы, публики с присущими им признаками, в работе феномен «массы» рассматривается как существующее множество людей, объединенных сходством условий, образа жизни, потребностей и интересов, норм и способов поведения. Таким образом категория «масса» представляет собой либо всю совокупность входящих в большую социальную хрупну людей, либо некий ареал людей, живущих в том или ином социальном пространстве (население Африки, народ Франции). В диссертации даны характеристики массового сознания как массовцдного образования, включающего различные формы отражения действительности (социальные представления, идеалы, жизненные цели и т.д.); эмоциональные ошопшния к событиям и фактам (социальные |