Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 17]

17 в полном или частичном изменении индивидуального сознания.
Человек «массы» утрачивает чувство собственного «Я», теряет власть над собой, становится неотъемлемой частью некоторого единого целостного организма.
Его поведение становится непредсказуемым с точки зрения «логики» рационального действия, оно подчиняется законам функционирования массовых
общностей.
Причиной этого выступает многократное усиление аффектов, наблюдающееся в массовых скоплениях людей, что приводит к нарушению процессов индивидуальной мотивации и целеполагания и лишает человека возможности самостоятельного выбора.
Формулируя законы функционирования массовых общностей, исследователи исходили из того, что превращение простой совокупности людей в массу связано с возникновением особого, нематериального по своему характеру отношения между ними, своеобразного психического напряжения, охватывающего каждого субъекта массы и удерживающего массу от распада.
Специфика массы по сравнению с другими социальными общностями (группами, слоями, классами) состоит в принципиально ином механизме ее формирования, при котором социальные различия не имеют никакого значения.
У Г.Лебона есть образная формулировка,
иллюстрирующая данное положение.
Говоря о том, что «толпа академиков равна толпе черни», он подчеркивает одни и те же субъективные качества, выходящие на поверхность при
образовании и функционировании массовых общностей.4 В связи с этим обращают также на себя внимание идеи Г.Тарда, который отмечает, что образование массы начинается с одинаковых душевных движений внутри некоторой совокупности людей.
Соединение психической энергии этих движений, в свою очередь, порождает дополнительную энергию, нейтрализующую сознательные элементы субъективной реальности индивида.
Вследствие этого индивид,
4 См.: Лебон Г.
Психология народов и масс.
СПб., 1995.
С.
151.
[стр. 34]

возникновения и •вания массовых тгтт штшшн•дат, по мнению исследователем, к однозначному выводу: атрибутивной характеристикой любой массовой сти служит изменение характера психической деятельности составляющих ее индивидов, выражающееся прежде всего в полном или частичном изменении индивидуального сознания.
Человек «массы» утрачивает чувство собственного «Я», теряет власть над собой, становится неотъемлемой частью некоторого единого целостного организма.
Его поведение становится непредсказуемым с точки зрения «логики» рационального действия, оно подчиняется законам функционирования массовых
•стен Шзой этого выступает многократное усиление аффектов, наблюдающееся в массовых скоплениях людей, что приводит к нарушению процессов индивидуальной мотивации и целеполагания и л Формулируя тип ет человека возможности самостоятельного выбора.
законы функционирования массовых стей, исследователи исходили из того, что превращение простой совокупности людей в массу связано с воз» вением особого, нематериального по своему характеру отношения между ними, своеобразного психического напряжения, охватывающего каждого субъекта массы и уде]ЬУЛГЛ',ающего массу от распада.
СпеШШШОНмассы по сравнению с другими социальными общностями (группами, слоями, классами) состоит в яально ином механизме ее X Г •вания, при котором ьные различия не имеют никакого значения.
У Г.Лебона есть образная формулировка,
иллюстрирую,ая данное положение.
Говоря о том, что «толпа академиков равна толпе черни», он подчеркивает одни и те же субъективные качества, выходящие на поверхность при
Г*#/*щ{% иии массовых Ш ЛИ аостей.1 Одним из зальных положений, касающихся анализа процесса массовизации и образования на этой основе некоей психической о сти составляющих ее вISfilSt епользуют разработанное и введенное в аучный т К Г.Юнгом понятие «коллективное 1 Лебон Г.
Психология в я масс.
СПб., 1995.
С.151 34

[стр.,35]

бессознательное», обозначающее ряд «ментальных характеристик», общих для общности как целого.
Так, например, КТ.
Юнг отмечает, что, хотя между современным человеком и дикарем, казалось бы, пролегла огромная пропасть, в их субъективной реальности есть некоторое единое основание, некоторая «врожденная» программа обращения к миру и отражения мира в человеческой душе.
Это связующее звено можно обозначить как «коллективное бессознательное».1 Коллективное бессознательное представлено в субъективной реальности в виде особых структур, организующих процесс восприятия, своеобразных априорных предпосылок мыслительных процессов архетипов.
Архетипы коллективного бессознательного выражают психические последствия совокупного опыта реагирования человечества на постоянно возобновляющееся воздействие внешнего мира, отшлифованные тысячелетним ходом естественной эволюции примитивных сообществ, опыта отражения и внутренней переработки данного воздействия многими поколениями наших предков.
В связи с этим обращают на себя внимание идеи Г.Тарда, который отмечает, что образование массы начинается с одинаковых душевных движений внутри некоторой совокупности людей.
Соединение психической энергии этих движений, в свою очередь, порождает дополнительную энергию, нейтрализующую сознательные элементы субъективной реальности индивида.
Вследствие этого индивид,
включенный в массу, попадает под влияние механизма коллективного внушения.
Раскрывая механизм этого процесса некоторые авторы полагают, что концентрация психической энергии в нем выступает в качестве раздражителя особой психологической установки «врожденного рефлекса подражательности» (Л.Войтоловский).3 В других вариантах развившегося 1См.: ЮнгКГ.
Архетип и символ.
М., 1990.
2ТардГ.
Законы подражания.
СПб, 1892.
С.67.
3ВойтоловскийЛ.Н.
Очерки коллективной психологии.
М.-Пгд, 1924.
С.45.
35

[Back]