Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 18]

18 включенный в массу, попадает под влияние механизма коллективного внушения.5 Раскрывая механизм этого процесса некоторые авторы полагают, что концентрация психической энергии в нем выступает в качестве раздражителя особой психологической установки «врожденного рефлекса подражательности» (Л.Войтоловский).6 В других вариантах развившегося под воздействием социума «сочетательного рефлекса» (М.Бехтерев)7.
В любом случае деятельность человека, оказавшегося во власти данного рефлекса, осуществляется без контроля собственного «Я» и соответствующей мыслительной задержки.
В результате этого возрастает уровень внушаемости и уровень психологического единства субъектов, включенных в массовую общность.
В ряде работ механизм коллективного внушения объясняется влиянием особой инстанции, так называемой «коллективной народной души»
(В.Вундт).8 Онтологический статус этой души или коллективного бессознательного, оказывается в этом случае полностью дематериализованным.
Фактически данное понятие указывает на некую запредельную сущность, которая в принципе не поддается рациональному осмыслению.

Одним из принципиальных положений, касающихся анализа процесса массовизации и образования на этой основе некоей психической общности составляющих ее индивидов, является вывод К.Г.Юнга о существовании так называемого «коллективного бессознательного», понимаемого как ряд «ментальных характеристик», общих для общности как целого.
Так, например,
К.Г.
Юнг отмечает, что, хотя между современным человеком и дикарем, казалось бы, пролегла огромная пропасть, в их субъективной реальности есть некоторое единое
5 Тард Г.
Законы подражания.
СПб, 1892.
С.67.
6 См.: Войтоловский Л.Н.
Очерки коллективной психологии.
М.-Пгд, 1924.
— С.45.

7 См.: Бехтерев М.
Коллективная рефлексология.
СПб, 1904.
— С.38.
8 См.: Вундт Г.
Лекции о душе человека и животных.
СПб., 1994.
[стр. 35]

бессознательное», обозначающее ряд «ментальных характеристик», общих для общности как целого.
Так, например,
КТ.
Юнг отмечает, что, хотя между современным человеком и дикарем, казалось бы, пролегла огромная пропасть, в их субъективной реальности есть некоторое единое
основание, некоторая «врожденная» программа обращения к миру и отражения мира в человеческой душе.
Это связующее звено можно обозначить как «коллективное бессознательное».1 Коллективное бессознательное представлено в субъективной реальности в виде особых структур, организующих процесс восприятия, своеобразных априорных предпосылок мыслительных процессов архетипов.
Архетипы коллективного бессознательного выражают психические последствия совокупного опыта реагирования человечества на постоянно возобновляющееся воздействие внешнего мира, отшлифованные тысячелетним ходом естественной эволюции примитивных сообществ, опыта отражения и внутренней переработки данного воздействия многими поколениями наших предков.
В связи с этим обращают на себя внимание идеи Г.Тарда, который отмечает, что образование массы начинается с одинаковых душевных движений внутри некоторой совокупности людей.
Соединение психической энергии этих движений, в свою очередь, порождает дополнительную энергию, нейтрализующую сознательные элементы субъективной реальности индивида.
Вследствие этого индивид, включенный в массу, попадает под влияние механизма коллективного внушения.
Раскрывая механизм этого процесса некоторые авторы полагают, что концентрация психической энергии в нем выступает в качестве раздражителя особой психологической установки «врожденного рефлекса подражательности»
(Л.Войтоловский).3 В других вариантах развившегося 1См.: ЮнгКГ.
Архетип и символ.
М., 1990.
2ТардГ.
Законы подражания.
СПб, 1892.
С.67.
3ВойтоловскийЛ.Н.
Очерки коллективной психологии.
М.-Пгд, 1924.
С.45.

35

[стр.,36]

под воздействием социума «сочетательного рефлекса» (М.Бехтерев)1.
В любом случае деятельность человека, оказавшегося во власти данного рефлекса, осуществляется без контроля собственного «Я» и соответствующей мыслительной задержки.
В результате этого возрастает уровень внушаемости и уровень психологического единства субъектов, включенных в массовую общность.
В ряде работ механизм коллективного внушения объясняется влиянием особой инстанции, так называемой «коллективной народной души»
(В.Вундт).2 Онтологический статус этой души или коллективного бессознательного, оказывается в этом случае полностью дематериализованным.
Фактически данное понятие указывает на некую запредельную сущность, которая в принципе не поддается рациональному осмыслению.

Тем не менее, реальность существования «коллективной народной души» не подвергается сомнению.
В противном случае оказывается невозможным, по мнению исследователей, объяснить саму возможность любых форм совместной деятельности людей и; более широко, саму возможность существования человеческой цивилизации, развиваемой коллективным усилием действия.
Психологическая общность массовых индивидов выступает одним из наиболее ярких доказательств существования этого единого бессознательного первоначала, определяющего ход исторического процесса.
Благодаря концентрации индивидуальных психических энергий зга сущность «высвечивается» наиболее наглядным образом: душевные процессы, таящиеся в «коллективной народной душе», являют себя в тождественности душевных переживаний включенных в массу людей.
Анализируя феномен коллективного бессознательного, следует заметить, что сама по себе попыткаосвещен»! неявных,скрытых сторон н механизмов функционирования массовых общностей представляется весьма 1Бехтерев М.
Ю ш ш л ш р ф аш ю п н .
СПб, 1904.
С.38.
2См.: ВундгГ.
Лекции о душечеловека и животных.
СПб., 1894.
36

[Back]