Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 19]

19 основание, некоторая «врожденная» программа обращения к миру и отражения мира в человеческой душе.
Это связующее звено можно обозначить как «коллективное
бессознательное».9 Коллективное бессознательное нерационально и неосознаваемо.
Оно представлено в субъективной реальности в виде особых структур, организующих процесс восприятия, своеобразных априорных предпосылок мыслительных процессов архетипов.
Архетипы коллективного бессознательного выражают психические последствия совокупного опыта реагирования человечества на постоянно возобновляющееся воздействие внешнего мира, отшлифованные тысячелетним ходом естественной эволюции примитивных сообществ, опыта отражения и внутренней переработки данного воздействия многими поколениями наших предков.

Анализируя феномен коллективного бессознательного, следует заметить, что сама по себе попытка освещения неявных, скрытых сторон и механизмов функционирования массовых общностей представляется весьма плодотворной.
В то же время многие моменты данного подхода, безусловно, нуждаются в критическом переосмыслении.
Во-первых, если исходить только из того, что коллективное бессознательное это лишь отражение иррациональных, сверхъестественных процессов, совершающихся в надиндивидуальной народной душе, то в данном случае исключаются объективные основания попыток исследования массовых объединений.
Более
перспективным, на наш взгляд, истоки коллективного бессознательного искать не только в субъективной, но и объективной реальности жизнедеятельности человека, поскольку он выступает носителем как субъективных проявлений, так и объективных обстоятельств.
С этой точки зрения важным выступает разработка и анализ вопроса,
касающегося условий и особенностей реализации 9 См.: Юнг К.Г.
Архетип и символ.
М., 1990.
[стр. 35]

бессознательное», обозначающее ряд «ментальных характеристик», общих для общности как целого.
Так, например, КТ.
Юнг отмечает, что, хотя между современным человеком и дикарем, казалось бы, пролегла огромная пропасть, в их субъективной реальности есть некоторое единое основание, некоторая «врожденная» программа обращения к миру и отражения мира в человеческой душе.
Это связующее звено можно обозначить как «коллективное
бессознательное».1 Коллективное бессознательное представлено в субъективной реальности в виде особых структур, организующих процесс восприятия, своеобразных априорных предпосылок мыслительных процессов архетипов.
Архетипы коллективного бессознательного выражают психические последствия совокупного опыта реагирования человечества на постоянно возобновляющееся воздействие внешнего мира, отшлифованные тысячелетним ходом естественной эволюции примитивных сообществ, опыта отражения и внутренней переработки данного воздействия многими поколениями наших предков.

В связи с этим обращают на себя внимание идеи Г.Тарда, который отмечает, что образование массы начинается с одинаковых душевных движений внутри некоторой совокупности людей.
Соединение психической энергии этих движений, в свою очередь, порождает дополнительную энергию, нейтрализующую сознательные элементы субъективной реальности индивида.
Вследствие этого индивид, включенный в массу, попадает под влияние механизма коллективного внушения.
Раскрывая механизм этого процесса некоторые авторы полагают, что концентрация психической энергии в нем выступает в качестве раздражителя особой психологической установки «врожденного рефлекса подражательности» (Л.Войтоловский).3 В других вариантах развившегося 1См.: ЮнгКГ.
Архетип и символ.
М., 1990.
2ТардГ.
Законы подражания.
СПб, 1892.
С.67.
3ВойтоловскийЛ.Н.
Очерки коллективной психологии.
М.-Пгд, 1924.
С.45.
35

[стр.,37]

плодотворной.
В то же время многие моменты данного подхода, безусловно, нуждаются в критическом переосмыслении.
Во-первых, если исходить только из того, что коллективное бессознательное это лишь отражение иррациональных, сверхъестественных процессов, совершающихся в надиндивидуальной народной душе, то в данном случае исключаются объективные основания попытокисследования массовых объединений.
Более
перспективно, на наш взгляд, истоки коллективного бессознательного искать в субъективной реальности самого человека, поскольку именно человек выступает носителем любого рода субъективных проявлений.
С этой точки зрения важным выступает разработка и анализ вопроса
об условиях и особенностях реализации «коллективных образований» в различных видах масс.
В реальной действительности мы видим, что социальные процессы дают многочисленные примеры организованных масс, импульсы и стремления которых объективируются не только в видечувств, эмоций, аффектов,но и в виде представлений, мнений, суждений, а также идей, то есть рационально-логических по своей природе элементов.
Последние оказываются тесно связанными с культурноисторическим опытом, уровнем рационально-логического мышления, формирующимися впроцессе развития человечества.
В связи с этим требует особого виимаиия вопрос о результатах субъективной деятельности массовых общностей.
Нельзя, на наш взгляд, как недооценивать, так и преувеличивать роль эмоционально-аффективных составляющих деятельности масс.
Инагае мы лишаем массовое сознание самостоятельного существования, оно исчезает иди растворяется в коллективной психологии.
Между тем в данном случае речь идет о совершенно специфнческом результате коллективной деятельности, который складывается на основе коллективной психологии, но не идентичен ей.
Для более глубокого объяснения раесматривемого феномена, на наш взгляд, одной из значимых для становления теории массового сознания 37

[Back]