Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 20]

20 «коллективных образований» в различных видах масс.
В реальной действительности мы видим, что социальные процессы дают многочисленные примеры
так называемых «организованных масс», импульсы и стремления которых объективируются не только в виде чувств, эмоций, аффектов, но и в виде представлений, мнений, суждений, а также идей, то есть рационально-логических по своей природе образований.
Последние оказываются тесно связанными не только с культурно-историческим опытом, уровнем рационально-логического мышления, формирующимся в процессе развития, например, этнической общности, но и сознательно формируемыми и управляемыми массами (именно такие процессы наблюдались и наблюдаются в современных «цветных» «оранжевых» революциях, революции роз и др.).
Поэтому требует особого внимания исследование не только субъективных, но и объективных предпосылок деятельности массовых общностей.
Нельзя, на наш взгляд, как недооценивать, так и преувеличивать роль эмоционально-аффективных составляющих деятельности масс.

Иначе мы лишаем массовое сознание самостоятельного существования, оно исчезает или растворяется в коллективной психологии.
Между тем в данном случае речь идет о
специфическом результате коллективной деятельности, который складывается на основе коллективной психологии, но не идентичен ей.
Для более глубокого объяснения
рассматриваемого феномена, на наш взгляд, одной из значимых для становления теории массового сознания является концепция «коллективного сознания» французского социолога Э.Дюркгейма.
Рассматривая коллективные формы субъективной практики в качестве системообразующего компонента исторической жизнедеятельности человеческого сообщества, З.Дюркгейм придал им особое значение.
Коллективное сознание, согласно его теории, фактически выступает способом общественной коммуникации, без которого невозможно воспроизведение общества в историческом
[стр. 37]

плодотворной.
В то же время многие моменты данного подхода, безусловно, нуждаются в критическом переосмыслении.
Во-первых, если исходить только из того, что коллективное бессознательное это лишь отражение иррациональных, сверхъестественных процессов, совершающихся в надиндивидуальной народной душе, то в данном случае исключаются объективные основания попытокисследования массовых объединений.
Более перспективно, на наш взгляд, истоки коллективного бессознательного искать в субъективной реальности самого человека, поскольку именно человек выступает носителем любого рода субъективных проявлений.
С этой точки зрения важным выступает разработка и анализ вопроса об условиях и особенностях реализации «коллективных образований» в различных видах масс.
В реальной действительности мы видим, что социальные процессы дают многочисленные примеры
организованных масс, импульсы и стремления которых объективируются не только в видечувств, эмоций, аффектов,но и в виде представлений, мнений, суждений, а также идей, то есть рационально-логических по своей природе элементов.
Последние оказываются тесно связанными с культурноисторическим опытом, уровнем рационально-логического мышления, формирующимися впроцессе развития человечества.
В связи с этим требует особого виимаиия вопрос о результатах субъективной деятельности массовых общностей.
Нельзя, на наш взгляд, как недооценивать, так и преувеличивать роль эмоционально-аффективных составляющих деятельности масс.

Инагае мы лишаем массовое сознание самостоятельного существования, оно исчезает иди растворяется в коллективной психологии.
Между тем в данном случае речь идет о
совершенно специфнческом результате коллективной деятельности, который складывается на основе коллективной психологии, но не идентичен ей.
Для более глубокого объяснения
раесматривемого феномена, на наш взгляд, одной из значимых для становления теории массового сознания 37

[стр.,38]

является концепция «коллективного сознания» французского социолога Э.Дюркгейма.
Рассматривая коллективные формы субъективной практики в качестве системообразующего компонента исторической жизнедеятельности человеческого сообщества, З.Дюркгейм придал им особое значение.
Коллективное сознание, согласно его теории, фактически выступает способом общественной коммуникации, без которого невозможно воспроизведение общества в историческом
пространстве и времени.
Оно не зависимо от частных условий, в которых находятся индивиды Оно объективно значимо, не изменяется с каждым поколением, но, наоборот, связывает поколениямежду собой.1 Коллективное сознание в его интерпретации есть в сущности психический тип общества (в этом усматривается влияние идей Г.Лебона и В.Вундта).
В то же время он предпочитает уклоняться от использования термина «коллективная психология» и социологизирует его.
В его понимании она есть надиндивидуальное образование, не сводимое к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики и имеет свои способы развитая и условия существования.
Такой подход позволяет преодолеть «биологизированность» в интерпретации коллективных форм субъективной деятельности, свойственной предыдущей традиции анализа массового сознания.
Коллективное сознание, по Дюркгейму, это реально существующий феномен, проявляющийся в совокупной массе индивидуальных сознаний.
Реальность существования коллективного сознания доказывается взаимонаправленностью (координацией) побуждений и поступков людей.
Онтологическим источником подобной координации служит необходимость совместного существования (удовлетворения потребностей) индивидов.
Именно поэтому коллективное сознание обладает направляющим воздействием на индивидуальное сознание.
Оно выражает собой объективные социальные связи и отношения, складывающиеся в процессе реальной деятельности людей.
1 См..
Дюркгейм Э.О разделенииобщественноготруда.
Методсоциологии.
М., 1991;Онже.
Социология.
Ее предает, метод, назначение.
М., 1995 ндр.
38

[Back]