Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 21]

21 пространстве и времени.
Оно не зависимо от частных условий, в которых находятся индивиды.
Оно объективно значимо, не изменяется с каждым поколением, но, наоборот, связывает поколения между собой.10 Коллективное сознание в его интерпретации есть в сущности психический тип общества (в этом усматривается влияние идей Г.Лебона и В.Вундта).
В то же время он предпочитает уклоняться от использования термина «коллективная психология» и социологизирует его.
В его понимании
коллективная психология есть надиндивидуальное образование, не сводимое к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики и имеет свои способы развития и условия существования.
Такой подход позволяет преодолеть «биологизированность» в интерпретации коллективных форм субъективной деятельности, свойственной предыдущей традиции анализа массового сознания.
Коллективное сознание, по Дюркгейму, это реально существующий феномен, проявляющийся в совокупной массе индивидуальных сознаний.
Реальность существования коллективного сознания доказывается взаимонаправленностью (координацией) побуждений и поступков людей.
Онтологическим источником подобной координации служит необходимость совместного существования
(удовлетворение потребностей) индивидов.
Именно поэтому коллективное сознание обладает направляющим воздействием на индивидуальное сознание.
Оно выражает собой объективные социальные связи и отношения, складывающиеся в процессе реальной деятельности людей.

Фактор социальной обусловленности коллективного сознания позволяет рассматривать его как феномен, занимающий особое место в системе познавательной деятельности
человека.
Э.Дюркгейм не ограничивает коллективное сознание сугубо аффективными
10 См.: Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.
Метод социологии.
М., 1991;
Его же.
Социология.
Ее предмет, метод, назначение.
М., 1995 и др.
[стр. 38]

является концепция «коллективного сознания» французского социолога Э.Дюркгейма.
Рассматривая коллективные формы субъективной практики в качестве системообразующего компонента исторической жизнедеятельности человеческого сообщества, З.Дюркгейм придал им особое значение.
Коллективное сознание, согласно его теории, фактически выступает способом общественной коммуникации, без которого невозможно воспроизведение общества в историческом пространстве и времени.
Оно не зависимо от частных условий, в которых находятся индивиды Оно объективно значимо, не изменяется с каждым поколением, но, наоборот, связывает поколениямежду собой.1 Коллективное сознание в его интерпретации есть в сущности психический тип общества (в этом усматривается влияние идей Г.Лебона и В.Вундта).
В то же время он предпочитает уклоняться от использования термина «коллективная психология» и социологизирует его.
В его понимании
она есть надиндивидуальное образование, не сводимое к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики и имеет свои способы развитая и условия существования.
Такой подход позволяет преодолеть «биологизированность» в интерпретации коллективных форм субъективной деятельности, свойственной предыдущей традиции анализа массового сознания.
Коллективное сознание, по Дюркгейму, это реально существующий феномен, проявляющийся в совокупной массе индивидуальных сознаний.
Реальность существования коллективного сознания доказывается взаимонаправленностью (координацией) побуждений и поступков людей.
Онтологическим источником подобной координации служит необходимость совместного существования
(удовлетворения потребностей) индивидов.
Именно поэтому коллективное сознание обладает направляющим воздействием на индивидуальное сознание.
Оно выражает собой объективные социальные связи и отношения, складывающиеся в процессе реальной деятельности людей.

1 См..
Дюркгейм Э.О разделенииобщественноготруда.
Методсоциологии.
М., 1991;Онже.

Социология.
Ее предает, метод, назначение.
М., 1995 ндр.
38

[стр.,39]

Фактор социальной обусловленности коллективного сознания позволяет рассматривать его как феномен, занимающий особое место в системе познавательной деятельности людей.
Э.Дюркгейм не ограничивает коллективное сознание сугубо аффективными
проявлениями, значительно расширяя представление о конечных результатах деятельности массовидных объединений.
И хотя гносеологический статус коллективного сознания им не вполне четко определен, тем не менее, можно сдшппъ вывод о том, что автор связывает его прежде всего с особым функциональным предназначением.
Так, например, он подчеркивает, что коллективное сознание составляет определенную часть психической (в широком смысле) жизнедеятельности общества, что обусловливает его специализированные функции.
Оно служит не столько способом накопления информации о внешнем мире, сколько способом накопления информации о факте совместного существования человечества в данном мире.
Таким образом, Э.Дюркгейм вводит принципиально новое основание для оценки результатов познавательного процесса.
Эти результаты исследуются не с точки зрения их истинности или ложности (степени их адекватности социальной действительности), но в зависимости от той функциональной роли, которую они выполняют в жизнедеятельности индивида и общества.
Такое понимание коллективного сознания придает последнему явно социальную окраску.
Не случайно сам автор неоднократно подчеркивает, что коллективное сознание имеет непосредственное отношение к сфере политики.
Политическая власть, по логике рассуждений Э.Дюркгейма, становится символом общего сознания, его живым выражением в глазах всех.
Присущая коллективному сознанию жизнь сообщается ей (политической власти).
Она участвует в создании авторитета, благодаря которому власть господствует над сознанием и шеюда проистекаетее сила.
Несмотря нато, что исследователь детально не развивает представления о механизмах взаимосвязи коллективного сознания и политической власти, 39

[Back]