Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 29]

29 признание, санкционированность достаточно массовой общностью.
В этом смысле массовое сознание представляет собой надиндивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме
функционирования сознание.
Хотя массовое сознание и реализуется в сумме индивидуальных сознаний, оно не совпадает с точки зрения содержания с каждым из них в отдельности,
то есть с индивидуальным сознанием как таковым.
Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не
обязательна совместная деятельность членов общности массы.
Практически все исследователи массового сознания солидарны в том, что его «субъект не представляет собой сколько-нибудь единого и целостного образования.
Понятие «массы» крайне изменчиво, ситуативно и в
целом неопределенно.
Развитие масс зависит от степени охвата людей теми или иными общими психическими состояниями.
Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей иных групп и слоев общества и увеличивая массу, а могут, напротив, сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания».

20 Таким образом, можно сказать, что в обобщенном варианте в качестве основы для оценки и различения содержания массового сознания выступает совокупность трех основных характеристик: 1) наличный (средний) уровень развития сознания масс в обществе, включающий не только когнитивные элементы (объем знаний и суждений, способности суждения масс о тех или иных социальнополитических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий, способность эмоционально реагировать на окружающую 20 Политическое сознание // Политология: Энциклопедический словарь / Общ.
ред.
и сост.: Ю.И.
Аверьянов.
М.:
Изд-во Московского коммерческого университета, 1993.
-С.166-167.
[стр. 30]

объединение людей в различные тины групп и общностей: классы, социальных группы, этносы и т.д..
В политической сфере прослеживается процесс организации управления обществом в соответствии с определенными классовыми и групповыми интересами.
Здесь больпгую роль играет идеология.
В духовной сфере жизни общества осуществляется процесс производства всего общественного, в том числе и массового сознания, распределение и потребление духовных продуктов, повышение культурного уровня как отдельных индивидов, так и их больших групп.
От развития сфер общественной жизни в каждом конкретном социуме, удельного веса политической организованности и духовной культуры масс в определенный исторический период зависит состояние массового сознания: стихийное, хаотичное, атомизированное, отчужденное, манипулируемое или же суверенное, самоопределяемое, активное.
Анализ массового сознания в контексте духовной сферы жизнедеятельности общества приводит к его рассмотрению как сознания практического.
С содержательной точки зрения в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и т.д., разделяемые возникшей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов массой, выработанные в условиях совместной жизнедеятельности, образа жизни, в процессе общения людей между собой и совместного восприятия соцнально-политической информации (например, в ходе массового митинга).
Массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая, типичность всех образующих его компонентов, а, во-вторых, их общесоциальное признание, санкционированность достаточно массовой общностью.
В этом смысле массовое сознание представляет собой надиндивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме
функционирование сознания.
Хотя массовое сознание и реализуется в сумме индивидуальных сознаний, оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности,
с индивидуальным сознанием как таковым.
Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не


[стр.,31]

обязательна совместная деятельность членов общности массы.
О глобально-массовом, в рамках всего общества, массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю».
Специфическим примером формирования массового сознания является так же воздействие СМИ с целью формированияимиджаполитического лидера.
Практически все исследователи массового сознания солидарны в том, что его «субъект не представляет собой сколько-нибудь единого и целостного образования.
Понятие «массы» крайне изменчиво, ситуативно и в
цепом неопределенно.
Развитие масс зависит от степени охвата людей теми или иными общими психическими состояниями.
Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей иных групп и слоев общества и увеличивая массу, а могут, напротив, сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания».

1 Таким образом, можно сказать, что в обобщенном варианте в качестве основы для оценки и различения содержания массового сознания выступает совокупность трех основных характеристик: 1) наличный (средний) уровень развития сознания масс в обществе, включающий не только когнитивные элементы (объем знаний и суждений, способности суждения масс о тех или иных социально-политических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность; 2) диапазон и направленность потребностей, интересов, запросов, отличающих условия жизни масс в обществе; 3) диапазон информации, в массовом масштабе циркулирующей в обществе, в том числе специально направляемой на массовое сознание через многочисленные каналы воспитательных и образовательных институтов и СМИ.
1Политическое сознание ИПолитология: Энциклопедический словарь / Общ.
ред.
и сост.: Ю.И.
Аверьянов.
М.,
1993.
С.166-167.
31

[Back]