43 принципов сознательной саморегуляции социальной жизнедеятельности, невозможно, по мнению авторов, без активного участия в данном процессе каждого члена общества. Следовательно, становление нового социального порядка должно сопровождаться повсеместным вовлечением в различные виды социальной деятельности широких масс людей. И «чем они обширнее», тем более ясным видением своих сил и целей обладают эти массы, и тем больше они будут оказывать давление на развитие общества. Примерно с 60-х гг. двадцатого столетия все большую популярность начинает приобретать идея репрессивного влияния технологической рациональности на развитие человеческой личности. В эпоху постиндустриального общества принцип максимальной эффективности деятельности предстает как „ принцип мобилизации всеобщих социальных ресурсов, в число которых входит не только система материального производства, но и система производства «субъекта производства». Речь идет, во-первых, об интенсификации живого человеческого труда и программировании высокой интеллектуально-психологической самоотдачи работника, которые связаны с воздействием на глубоко интимные структуры человеческой психики. Во-вторых, о «рационализации» и контроле непроизводственной деятельности, о включении в процесс «раскрутки» человеческого потенциала все новых и новых сфер социальной жизни. Становится очевидным, что образование, культура, повседневная жизнь человека, его быт и досуг могут быть использованы в качестве самостоятельных резервов роста и прогресса человеческого сообщества, в том числе и в качестве важнейших источников эффективности производственной активности субъекта.25 25 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с фр. М. ,1996.-С.51. |
труд контроля нервно-психологический труд управления контролеров на поточных линиях. Эшг труд уже требует навыков быстрого принятия решений, вовлекает в производственный процесс и развивает личность работника. Он постепенно вытесняетуниверсальный физический труд. Такая позиция в определенной мере созвучна оценкам процесса массовизации, описанная К.Марксом1 и М-Вебером2, для которых данный процесс выступает одаим из наиболее ярких ш опом » «наступления» новой эпохи эпохи повсеместного утверждения рациональных принципов самоорганизации общественной жизнедеятельности. Экономической основой данного процесса служит предельное обобществление производительных сил и использование научных технологий управления социальным развитием. Тенденцию к рационализации общественной жизни, безусловно, следует признать прогрессивной, несмотря на то, что она сопровождается целым рядом дисфункциональных, негативных явлений всеобщим обнищанием населения и пролетаризацией большей части членов общества (К.Маркс), а также бюрократизацией системы управления (М.Вебер). Исходя из этого, исследователи склонны придавать особое значение факту выхода на историческую арену широких масс людей, усматривая в нем свидетельство кризиса старого общественного порядка. Утверждение принципов сознательной саморегуляции социальной жизнедеятельности, невозможно, по мнению авторов, без активного участия в данном процессе каждого члена общества. Следовательно, становление нового социального порядка должно сопровождаться повсеместным вовлечением в различные виды социальной деятельности широких масс людей. И «чем они обширнее», тем более ясным видением своих сил и целей обладают эти массы, и тем больше они будут оказывать влияние на развитие общества. В эпоху постиндустриального общества принцип максимальной эффектавности деятельности предстает как принцип мобилизации всеобщих социальных ресурсов, в число которых входит не только система ’ Маркс К. Капитал// МарксК , Энгельс Ф.Соч. 2-е над Т.23. С.337. Вебер М. О некоторых категориях понимающейсоциологам. Иэбр. прошв. М., 1990. С. 119. 55 материального производства, но и система производства «субъекта производства». Речь идет, во-первых, об интенсификации живого человеческого труда я программировании высокой интеллектуальнопсихологической самоотдачи работника, которые связаны с воздействием на глубоко личностные структуры человека. Во-вторых, о «рационализации» и контроле непроизводственной деятельности, о включении и процесс «раскрутки» человеческого потенциала все новых и новых сфер социальной жизни. Становится очевидным, что образование, культура, повседневная жизнь человека, его быт и досуг могут быть использованы в качестве самостоятельных резервов роста и прогресса человеческого сообщества, в том числе и в качестве важнейших источников эффективности производственной активности субъекта.1 Так, например, французский социолог А.Турен2 вводит понятие «глобальных ресурсов», которые, по его мнению, вовлекаются господствующими классами в систему общественного производства, способствуя тем самым распространению отношений эксплуатации и подавления на все сферы социальной жизнедеятельности. При этом главной проблемой общества является «присвоение» сферы культурной жизнедеятельности со стороны властвующей элиты, использующей рациональные технологии в качестве основного средства социальной коммуникации. Эта позиция прослеживается и в рамках другого подхода, представленного, с одной стороны, социологическими теориями социальной стратификациии, с другой стороны, многочисленными культурологическими исследованиями. В данном случае внимание акцентируется на «вторичных» последствиях производственных нововведений ускорении темпов социального развития, урбанизации образа жизни, интенсификации 1МоскешичиС. Вектана Исторический трактатпопсихологии масс. М ,1996. С.51. 2 См.: Турен А. Возвращение человекадействующего. М., 1998; Он же Концепцияпостсоциализма. М., 1981 ИДР 56 |