Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 45]

45 разрушение прежних, веками существовавших норм социальной идентичности.
«Разрыв социальных связей, быстрота передачи информации, беспрерывная миграции населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни создают и разрушают человеческие сообщества.
Будучи разрозненными, они воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп.
Это явление приобретает невиданный размах, из чего следует его принципиальная историческая новизна».27 А.Турен утверждает, что классов и слоев как коллективных существ и элементов социальной структуры в современном обществе больше не существует...
есть лишь социальные движения, в которые объединяются социальные субъекты, самоопределяющиеся на основе своих социокультурных ориентаций.
Процесс массовизации приобретает, таким образом, вполне конкретные социальные характеристики.
Он связывается с деятельностью ситуативно возникающих объединений массовых общностей людей.
По сути этот процесс выражает становление нового типа
социального движения перерастание локальных форм социальной общности, ограниченных территориальными, национальными, государственными и т.д.
рамками, в социальные группы и сообщества, основывающиеся на рациональных принципах самоорганизации своей жизнедеятельности и поддерживаемые системой средств массовой коммуникации.
Массовые общности привлекают внимание исследователей прежде всего потому, что они служат «средством, с помощью которого осуществляется разрушение социальной организации и личностной
27 Московичи С.
Век толп Исторический трактат по психологии масс:
Пер, с фр.
М.
,1996.С.28.
[стр. 57]

социальной коммуникации (в т.ч.
увеличении пространственной мобильности трудовых ресурсов), на нарастании общих характеристик различных разновидностей социальной жизнедеятельности, приводящих к «смешению» содержательных и стилевых особенностей человеческого мышления.
Существенная роль при этом уделяется непосредственному воздействию средств массовой коммуникации и информации.
Газеты, радио, телевидение, тиражирующие в массовом масштабе определенные стандарты жизни и определенные образцы поведения, создают новое, глобальное измерение социального пространства цивилизацию «массового общества».
Главной приметой и главной проблемой массового общества выступает «размывание» традиционной социально-классовой структуры и разрушение прежних, веками существовавших норм социальной идентичности.
«Разрыв социальных связей, быстрота передачи информации, беспрерывная миграции населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни создают и разрушают человеческие сообщества.
Будучи разрозненными, они воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп.
Это явление приобретает невиданный размах, из чего следует его принципиальная историческая новизна».
А.Турен утверждает, что классов и слоев как коллективных существ и элементов социальной структуры в современном обществе больше не существует...
есть лишь социальные движения, в которые объединяются социальные субъекты, самоопределяющиеся на основе своих социокультурных ориентаций2.
Процесс массовизации приобретает таким образом вполне конкретные социальные характеристики.
Он связывается с деятельностью ситуативно возникающих объединений массовых общностей людей.
По сути этот процесс выражает становление нового типа
социальной организации.
Происходит перерастание локальных форм социальной общности, 1Московита С.
Век толп Исторический трактатпо психологии масс.

М.
,1996.
С.28.
2См.:Турен А.
Концепция постсоциадизма.
М., 1981 57

[стр.,58]

ограниченных территориальными, национальными, государственными и т.д.
рамками, в социальные группы и сообщества, основывающиеся на рациональных принципах самоорганизации своей жизнедеятельности и поддерживаемые системой средств массовой коммуникации.
Массовые общности привлекают внимание исследователей прежде всего потому, что они служат средством, с помощью которого осуществляется разрушение социальной организации и личностной
структуры, и в то же время потенциальным проектом возникновения новых форм поведения личности.
Именно «переходным» характером процесса объясняется, на наш взгляд, противоречивость и двойственность последствий массовизации, которые, с одной стороны, выражают определенную ступень развития присущих человечеству духовных способностей, а с другой стороны, указывают на тенденцию к ограничению сферы духовной автономности вследствие одностороннего развития этих способностей.
Обращает на себя внимание в этой связи замечание Б.А.Грушина о том, что « ...масеовизация, вообще говоря, не несетв себе никаких указаний насчеттого, в каких именно формах «коллективности» ...окажется реализованной соответствующая массовая деятельность, насколько далеко ...
зайдет процесс объединения «Я» в «Мы», по неизбежности сопровождающийся уравниванием входящих в массу индивидов, не знаем, какими следствиями это обернется для каждого отдельного «Я».1 Последствия массовизации сопровождаются разрушением не только социальных структур, но и духовных основ общества, идеологических систем.
Так, с утверждением в России в начале девяностых годов двадцатого столетия так называемой либеральной модели экономического развития, в основе которой лежал приоритет частной собственности и индивидуализм, подверглись трансформации такие ценности как коллективизм, взаимопомощь, формальные и неформальные отношения в организованных и 1ГрушинБ.А.
Массовоесознание: Опытопределеннаи проблемы исследования.
М., 1987.
С.198.
58

[Back]