55 особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения, через усвоение которых и происходит воспроизводство «массы» и массового сознания. Важную роль в этом процессе играют коммуникативноинформационные структуры, которые в современных условиях приобретают особую практическую значимость. Однако, так или иначе понятие «массовые коммуникации» связаны с пониманием и определением понятия «коммуникация». Как явление и научный термин коммуникация оказалась в центре внимания ученых XX века. Ряд известных философов (таких, например, как К.Ясперс, Ю.Хабермас и др.)34 рассматривают коммуникацию в качестве одного из базовых субстанциональных феноменов, лежащих в основе развития всех социальных процессов, особо отмечая при этом, что без развития коммуникативных связей невозможно развитие гражданского общества. А если иметь в виду стратегическую для России задачу построение информационного общества, то роль коммуникации и информации, развития информационно-коммуникативных систем выходит на первый план. В настоящее время ученые выделяют ряд сущностных сторон понятия «коммуникация»: от технико-технологического (в плане технической базы информатизации общества» — до экзистенциальной коммуникации (в поисках человеком, социумом новых смыслов жизни, новой идентичности, обнаружение Я в Другом и т.д.). Появилось достаточно количество научных работ, где коммуникация рассматривается и в широком смысле «как одна из основ человеческой жизнедеятельности, как тип взаимодействия между 34 См.: Хабермас Ю. Демократия, разум и нравственность. Лекции и интервью.М., 1989; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 200; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994 и др. |
«сами по себе». Формирование сознания в этих группах разворачивается преимущественно как стихийный, нерегулируемый со стороны общества процесс. В этой сшуации в формировании сознания молодежи особо значимую роль играют средства массовой коммуникации и информации, которые не только формируют, но и развивают в определенном направлении различные структуры молодежного массового сознания. Учитывая, что этот процесс со стороны общества практически нерегулируем, можно предположить, что влияние средств массовой коммуникации и информации на сознание молодежи будет возрастать и доминировать в числе других факторов формирования молодежи и ее сознания. Анализируя проблему массовой коммуникации необходимо учитывать многомерность и многоаспектность данного понятия. В научной литературе насчитывается около двух десятков понятия «массовая коммуникация». Наиболее распространенным является определение массовой коммуникации как процесса производства информации, передачи ее средствами массовой информации и общение людей как членов «массы», которое осуществляется с помощью технических средств. Массовые коммуникации, являющиеся замшей устаревших средств коммуникации в условиях ускоренной урбанизации общества, это особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения, через усвоение которых и происходит воспроизводство «массы» и массового сознания. Важную роль в этом процессе играют коммуникативно-информационные : структуры, которые в современных условиях приобретают особую практическую значимость. Однако так или иначе понятие «массовые коммуникации» связаны с пониманием и определением понятия «коммуникация». Как явление и научный термин коммуникация оказалась в центре внимания социальной философии XX века. Ряд известных философов (таких, 60 например, как КЛсперс, Ю.Хабермас н др.)1рассматривают коммуникацию в качестве одного из базовых субстанциональных феномене», лежащих в основеразвития всех социальныхпроцессов, особо отмечая при этом, что без развитая коммуникативных связей невозможно развитие гражданского общества. А если иметь в виду стратегическую для России задачу построение информационного общества, то рояь коммуникации и* информации, развития информационно-коммуникативных систем выходитна первый план. Исследователи обращают внимание на саш е разные стороны «коммуникации»: от технико-технологической (в плане технической базы информатизации общества») — до экзистенциальной коммуникации (в поисках человеком, социумом новых смыслов жизни, новой идентичности, обнаружение Я в Другом и т.д.). Коммуникация рассматривается и в широком смысле как одна из основ человеческой жизнедеятельности, как тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен, и в узком, прикладном аспекте как «процесс распространения информации».2 Однако в том и другом случае следует исходить из того, какое содержание несет в себе термин «коммуникация». Коммуникация (от лат. Communicato, от commimico делаю общим, связываю, общаюсь) это путь сообщения одного места с другим; общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющейся главным образом при помощи языка, знаковых систем и т.д. В нашем исследовании правомерно сделать акцент на том аспекте, который предполагает информационный обмен в процессе взаимодействия субъектов гражданского общества и государства. При этом особое значение мы придаем «основной функции коммуникации достижению социальной общности при 1См.: Хабермас Ю. Демократия, разум в нравственность. Лекции в интервью. М., 1989; ХабермасЮ. Моральное сознание и коммуникативноедействие. СПб., 2000; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994 н др. 2См.:Коновченко С.В. Обществосредствомассовой информациивласть. Ростов-на-Дону, 2001. С.7. |