Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 59]

59 В современную эпоху индустриального и информатизированного общества изменение характера социальной жизнедеятельности сопровождается нарастанием качественно новых тенденций в сфере социальной коммуникации.
Выделяя наиболее существенные тенденции развития системы социальной коммуникации, необходимо отметить следующие моменты: увеличение объема и плотности информационнокоммуникационных потоков, дифференциацию различных сфер
коммуникации; преобразование «естественной» системы социальной коммуникации в целенаправленно создаваемую и искусственно поддерживаемую, подчиняющуюся принципу функциональной рациональности; перевод информации в разряд стратегических ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие общества; создание новых технологий обработки, передачи и хранения информации, приводящее к гомогенизации способов ее структурной самоорганизации.
Соответственно, массовый спрос на информацию порождает ответное, «встречное» движение, проявляющееся, во-первых, в значительном увеличении масштабов информационного пространства, увеличении объема и плотности информационно-коммуникационных потоков, расширении содержательного многообразия информационных сообщений и, что особенно важно, в значительной дифференциации области «высокой», развиваемой представителями интеллектуальных элит, культуры и культуры «повседневности»,
поддерживаемой массовой коммуникацией «массовой культуры».
Характерным признаком последней выступает «мозаичность» содержательных компонентов, формируемых различными внешними воздействиями.
Она существует в непрерывно возобновляющемся «потоке сообщений», создаваемых СМИ.
Традиция интерпретации массовой
культуры как «экрана знаний», берущая свое начало в исследованиях А.Моля, развивает представление о ней как о наборе простейших информационных сообщений, объединяемых чисто случайными отношениями близости по времени
[стр. 66]

набором информации, создает единую систему координат в ее восприятии; еоциализирующе-воспитательная функция формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации; функция организации поведения, которая стимулирует действия сформированной массы в определенном направлении.
Функция формирования массовой психологии и массового сознания в данном случае является основной, остальные лишь служат инструментами в ее реализации.
Будучи сформирована как самодостаточная общность, масса сама способна выбрать установки, ценности и поведение.
Массовая коммуникация представляет собой способ общения индивидов, способствующий их организации в массу.
Помимо формирования «естественных» масс, массовая коммуникация может формировать и «искусственные» массы.
Формирование «искусственных» масс связано с особыми технологическими приемами, называемыми манипулированием массовым сознанием.
Таким образом, феномен массовой коммуникации сочетает в себе применение новейших коммуникационных и психологических технологий.
Каждый индивид, якобы, самостоятельно делает выбор смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то он самостоятельно выбирает канал.
Однако не имея возможности влиять на содержание транслируемой информации, человек невольно попадает под влияние целенаправленного воздействия СМИ.
В современную эпоху индустриального и информатизированного общества изменение характера социальной жизнедеятельности сопровождается нарастанием качественно новых тенденций в сфере социальной коммуникации.
Выделяя наиболее существенные тенденции развития системы социальной коммуникации, необходимо отметить следующие моменты: увеличение объема и плотности информационнокоммуникационных потоков, дифференциацию различных сфер
66

[стр.,67]

коммуникации; преобразование «естественной» системы социальной коммуникации в целенаправленно создаваемую и искусственно поддерживаемую, подчиняющуюся принципу функциональной рациональности; перевод информации в разряд стратегических ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие общества; создание новых технологий обработки, передачи и хранения информации, приводящее к гомогенизации способов ее структурной самоорганизации.
Изменение характера социальной коммуникации определяется прежде всего возрастанием значимости релевантной информации.
Ускорение темпов общественного развития и усложнение характера социальной жизнедеятельности на порядок повысили потребности общества в различных видах и формах знания.
Необходимость в получении информации испытывает сегодня все большее и большее количество людей: предпринимателей, вынужденных рационально организовывать труд на предприятии; политиков, апеллирующих к научным институтам для завоевания голосов избирателей; миллионов н миллионов рядовых граждан, желающих наиболее быстрым и эффективным образом ориентироваться в политической и экономической ситуации.
Соответственно, массовый спрос на информацию порождает ответное, «встречное» движение, проявляющееся, во-первых, в значительном увеличении масштабов информационного пространства, увеличении объема и плотности
информационно-коммуникщионных потоков, расширении содержательного многообразия информационных сообщений и, что особенно важно, в значительной дифференциации области «высокой», развиваемой представителями интеллектуальных элит, культуры и культуры «повседневности», поддерживавмой массовой коммуникацией «массовой культуры».
Характерным признаком последней выступает «мозаичность» содержательных компонентов, формируемых различными внешними воздействиями.
Она существует в непрерывно возобновляющемся «потоке сообщений», создаваемых СМИ.
Традиция интерпретации массовой
67

[стр.,68]

культуры как «экрана знаний», берущая свое начало в исследованиях А.Моля, развивает представление о ней как о наборе простейших информационных сообщений, объединяемых чисто случайными отношениями близости по временя усвоения, созвучия, ассоциации.
Она содержит лишь «обрывки логических связей», устанавливаемых специализированным знанием, и «тяготеет» к понятиям, обладающим достаточно большей весомостью.1 Массовая культура с этой точки зрения может быть также охарактеризована как культура «массовой информации».
Понятие массовая информация выражает в данном случае дистанцирование процессов духовной деятельности от повседневного, подчиняющегося принципу «здесьи-теперь», «обычного» существования человека, дифференциацию опытов рефлексивного я нерефлексивного бытия социума, которыми сопровождается становление и развитие человеческой цивилизации.
Нарастание элементов упорядоченности и организованности в социальном взаимодействии, проявляющееся в возрастающей роли принципа функциональной рациональности, вызывает необходимость создания целенаправленной системы производства информации, учитывающей особенности (уровень интеллектуального развития) потенциального потребителя этой информации.
Массовая информация это информация, предназначенная для рядовой массы членов общества, понятная и доступная ей.
В результате перехода общества к целенаправленному производству информации процесс социальной коммуникации как бы «отрывается» от своих непосредственных, «естественно-бытийственных» основ, перестает быть процессом стихийно складывающегося, «живого» общения людей, включающего в себя спонтанные человеческие реакции, духовные «взлеты» и «падения».
Социальная коммуникация все в большей и большей степени начинает подчиняться требованиям функциональной рациональности, трансформируясьтаким образом в систему массовой коммуникации.
Массовый спрос на информацию способствует возникновению и развитию 1МольА.
Социодинамика культуры.
М., 1973.
68

[Back]