Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 61]

61 молодежи.
Эффект воздействия средств массовой
коммуникации и информации на эту социальную группу усиливается субъективным фактором — особой приверженностью именно этой социальной группы к техническим средствам информации радио и телевидению и все возрастающим влиянием Интернет.
Последний — создает новые возможности не только получения информации, но и общения.
Происходит принципиальное изменение процесса коммуникации создание виртуальной среды, которая также влияет на сознание молодого человека, делая из него по существу «бессубъектную личность», с технологизированным и массовизированным типом мышления.
При этом на первый взгляд можно предположить, что разрушение социального пространства вследствие исчезновения «жестких», изолированных друг от друга, социальных структур отчасти компенсируется
изменением системы социальной коммуникации и, в частности, транслируемыми СМИ ценностями, образцами, стандартами общественной жизнедеятельности.
В ситуации повсеместного разъединения и соединения социальных общностей может показаться, что эти элементы выступают единственным критерием «правильности» поведения людей, позволяя им приобрести хотя бы временное чувство стабильности и превращаются таким образом в один из важнейших каналов социальной идентификации, становятся ориентиром деятельности большинства членов общества.
Они, якобы, дают человеку возможность соответствовать требованиям рациональной цивилизации, включают его в процессы социальной жизнедеятельности, позволяя ему наиболее быстрым и эффективным образом взаимосогласовывать свои действия с действиями других людей.
Однако это лишь видимость процесса.
Австрийский социолог
К.Маннгейм еще в начале века отмечал, что современная эпоха удивительным образом совмещает в себе две
[стр. 71]

сознание, сознание т Иными словами, массовая комму» ЯЯ и массовая vишго*мация в современном обществе стали действенными механизмами управления духовными процессами как на уровне общества, так а групповом, и уровне отдельного яшля;идаЯЯЖ * 4 Характеристика действия этих механизмов содержит следую содержательный ряд: 1) социальная i 1J[IlitJIж ж , оii IKШ енная к массам; 2) яISШИП мация, рожденная, JL Ж руемая в массовой аудитории; 3) информация, распространяемая по массовым каналам; 4) сШИППЛГ JT•мация потребляемая массовой аудиторией.1 Значимость средств массовой коммук а и II;и tрмации для различных социальных трупп различна.
Особую роль она играет для молодежи.
Эффект воздействия средств массовой
коммуя Э И информазпна на эту социальную труппу усиливается субъективным фактором особой приверженностью именно этой социальной группы техническим средствам яШИНН мации и телевидению и все возрастающим влИЯМаем Интернет.
После;лмн: создает новые возможности не только получения информации, но и общения.
lillHSIHHII аальное изменение коммун I создание виртуальной среда, которая также вл на сознание молодого человека, делая из него по существу «бессубъектную личность», с технолог» titdniiijru1jp q .ltН га М и массовизированным типом а тения Пр этом на первый взгляд можно предположить, что разрушение социального пространства вследствие исчезновения «жестких», изолированных друг от друга, социальных структур отчасти компенсируется [зменением системы о ьной комму» и.
в частности, транслируемыми СМИ ценностями, образцами, стандартами общественной жизнедеятельности.

Они выступают единственным критерием «правильности» поведения людей, позволяя при•II) »Мста хотя бы временное чувство стабильности, и превращаются таким образом в один из важнейших 1Зверинцев А.Б.
Коммуникативный менеджмент.
Рабочая книга менеджераPR.
СПб., 1997.
С.14-15 71

[стр.,72]

каналов социальной идентификации, становятся ориентиром деятельности большинства членов общества.
Внедряемые СМИ стандарты и образцы якобы дают человеку возможность соответствовать требованиям рациональной цивилизации, включают его в процессы социальной жизнедеятельности, позволяя ему наиболее быстрым и эффективным образом взаимосогласовывать свои действия с действиями других людей.
Однако это лишь видимость процесса.
Австрийский социолог
К.Мангейм еще в начале века отмечал, что современная эпоха удивительным образом совмещает в себе две противоречивые тенденции тенденцию ко всеобщему планированию, повсеместному распространению принципов научно-рационального подхода, в том числе внедрения рационально обоснованных технологий, направленных на усовершенствование общественной и индивидуальной жизни, и тенденцию к нарушению запланированных проектов, вследствие активизации духовной деятельности огромных масс людей, на которые воздействует индустриальный аппарат, тенденцию к иррационализации общественной жизнедеятельности, выражающуюся в повышении степени манипулируемости, внушаемости масс.
Причиной этого выступает, по мнению автора, существующий «разрыв» между функциональной и субстанциональной рациональностью.
Бели субстанциональная рациональность предполагает личную ответственность познающего субъекта и связана с процессами саморационализации и саморефлексии, то функциональная рациональность оказывается тождественной структурному упорядочению мыслительного акта, которое может задаваться извне.
Система индустриального производства, с одной стороны, увеличивает общий потенциал рациональности, поскольку представляет собой функционально организованный ряд действий, в которые включается огромное количество людей.
Но при этом она лишает человека способности 1Мангейм К Человек и общество в век преобразования.
М.: ИНИОН АН СССР, 1991.
C.S6.
72

[Back]