Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 62]

62 противоречивые тенденции тенденцию ко всеобщему планированию,38 повсеместному распространению принципов научно-рационального подхода, в том числе внедрения рационально обоснованных технологий, направленных на усовершенствование общественной и индивидуальной жизни, и тенденцию к нарушению запланированных проектов, вследствие активизации духовной деятельности огромных масс людей, на которые воздействует индустриальный аппарат, тенденцию к иррационализации общественной жизнедеятельности, выражающуюся в повышении степени манипулируемости, внушаемости масс.
Причиной этого выступает, по мнению автора, существующий «разрыв» между функциональной и субстанциональной рациональностью.

Если субстанциональная рациональность предполагает личную ответственность познающего субъекта и связана с процессами саморационализации и саморефлексии, то функциональная рациональность оказывается тождественной структурному упорядочению мыслительного акта, которое может задаваться извне.
Система индустриального производства, с одной стороны, увеличивает общий потенциал рациональности, поскольку представляет собой функционально организованный ряд действий, в которые включается огромное количество людей.
Но при этом она лишает человека способности
мышления, понимания ответственности, заставляя его «жертвовать частью своей духовной зрелости», привыкнуть к тому, что им руководят, предоставляет ему «все меньше возможностей развивать субстанциональную рациональность как способность к формированию собственного суждения».
Таким образом, можно констатировать противоречивый характер процессов массовизации, выражающей, с одной стороны, возрастающую
38 Маннгейм К.
Человек и общество в век преобразования.М.: ИНИОН АН СССР, 1991.-С.56.
[стр. 72]

каналов социальной идентификации, становятся ориентиром деятельности большинства членов общества.
Внедряемые СМИ стандарты и образцы якобы дают человеку возможность соответствовать требованиям рациональной цивилизации, включают его в процессы социальной жизнедеятельности, позволяя ему наиболее быстрым и эффективным образом взаимосогласовывать свои действия с действиями других людей.
Однако это лишь видимость процесса.
Австрийский социолог К.Мангейм еще в начале века отмечал, что современная эпоха удивительным образом совмещает в себе две противоречивые тенденции тенденцию ко всеобщему планированию, повсеместному распространению принципов научно-рационального подхода, в том числе внедрения рационально обоснованных технологий, направленных на усовершенствование общественной и индивидуальной жизни, и тенденцию к нарушению запланированных проектов, вследствие активизации духовной деятельности огромных масс людей, на которые воздействует индустриальный аппарат, тенденцию к иррационализации общественной жизнедеятельности, выражающуюся в повышении степени манипулируемости, внушаемости масс.
Причиной этого выступает, по мнению автора, существующий «разрыв» между функциональной и субстанциональной рациональностью.

Бели субстанциональная рациональность предполагает личную ответственность познающего субъекта и связана с процессами саморационализации и саморефлексии, то функциональная рациональность оказывается тождественной структурному упорядочению мыслительного акта, которое может задаваться извне.
Система индустриального производства, с одной стороны, увеличивает общий потенциал рациональности, поскольку представляет собой функционально организованный ряд действий, в которые включается огромное количество людей.
Но при этом она лишает человека способности
1Мангейм К Человек и общество в век преобразования.
М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

C.S6.
72

[стр.,73]

мышления, понимания ответственности, заставляя его «жертвовать частью своей духовной зрелости», привыкнуть к тому, что им руководят, предоставляет ему «все меньше возможностей развивать субстанциональную рациональность как способность к формированию собственного суждения».
Таким образом, можно констатировать противоречивый характер процессов массовизации, выражающей, с одной стороны, возрастающую
потребность общества в рациональной самоорганизации своей жизнедеятельности, а с другой стороны, возникающие в процессе всеобщей рационализации «издержки» развития личности, бездумно и слепо подчиняющейся требованиям функциональной рациональности.
Если сравнивать по критерию объективной обусловленности и субъективной предрасположенности различных социальных групп современного российского общества к «субстанциональной» или «функциональной рациональности», то очевидно, что к «функциональной рациональности» в большей степени расположена молодежь: она имеет меньший, чем другие социальные группы, социальный опыт, она формировалась в условиях идеологического плюрализма, а по существу вакуума.
Следствием этого является невозможность значительной части молодежи самостоятельно принимать жизненно важные решении, адекватно оценивать их перспективы.
И это в конечном итоге может привести к психологическим противоречиям и состоянию фрустрации этой группы не только в ближайшей перспективе, ной в более позднем возрастном периоде.
Несомненно, что одной из самых мощных структур влияния на массовое сознание является система средств массовой информации (СМИ).
Именно средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности.
Быстрая изменчивость информации, содержащаяся в каналах средств массовой информации (СМИ), приводит к быстрому стиранию традиционных форм мышления.
Так, к примеру, телевидение как важнейший источник информации, является и мощным средством воздействия и 73

[Back]