Проверяемый текст
Леньшин, Владимир Петрович. Формирование массового сознания молодежи в современном обществе : Социально-философский аспект исследования (Диссертация 2004)
[стр. 65]

65 апологетического направления рассматривают манипулирование как необходимый способ управления сознанием масс и стремятся оправдать его.
Они убеждены, что современное общество не может существовать без целенаправленного манипулирования сознанием масс.
Представители социально-критического направления утверждают, что практика манипулирования массовым сознанием чужда подлинным человеческим интересам.
Основные социальные функции духовного манипулирования можно охарактеризовать как функции организации, подчинения и иллюзорной компенсации.
Ученые Э.
Деннис, Ч.
Стэйнберг, Б.
Рубин предостерегают, что распространение манипулятивных процессов в
современной мире создает опасность превращения человеческого общества в отлаженный механизм тоталитарного господства над человеком, превращения его в послушный «винтик» этой системы, в существо «одномерное».
Совокупность используемых в настоящее время манипулятивных приемов разнообразна.
Еще в 1922 году американский философ Липпман в книге «Общественное мнение» поставил цель с помощью информации и интереса людей к событиям внутри страны и за рубежом, проникнуть во внутренний мир читателей, создать барьер
на пути всего того, что сбивает их с толку, ведет к ликвидации частной собственности.41 Рационально-техническая организация современного общества и массовый характер потребления, вызванный техническим прогрессом индустриального общества, делает необходимым и реально осуществимым процесс управления массовым сознанием людей и социальными процессами в целом.
Характерным является утверждение, что современный человек страдает от бремени собственной индивидуальности, и поэтому он пытается избавиться от нее, начинает поступать «как все».
Американский футуролог
А.
Тоффлер в книге 41 См.: Липпман С.
Общественное мнение.
М., 1998.
[стр. 79]

как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, и следовательно, во вред тем, на кого ононаправлено.1 К.
Фарбер в работе «Манипулируемое большинство» пишет: «Объект манипулирования считает, что действует на основе своего свободного решения.
Но это «свободное решение» иллюзия.
На самом деле им управляют, а его мнением манипулируют.
Даже так называемые нравственные принципы зачастую являются результатом манипуляции в целях сохранения власти меньшинства».
Среди исследователей процесса манипулирования можно выделить приверженцев двух основных направлений.
Сторонники апологетического направления рассматривают манипулирование как необходимый способ управления созданием масс и стремятся оправдать его.
Они убеждены, что современное общество не может существовать без целенаправленного манипулирования сознанием масс.
Представители социально-критического направления утверждают, что практика манипулирования массовым сознанием чужда подлинным человеческим интересам.
Основные социальные функции духовного манипулирования можно охарактеризовать как функции организации, подчинения и иллюзорной компенсации.
Ученые Э.
Деннис, Ч.
Стэйнберг, Б.
Рубин предостерегают, что распространение манипулятивных процессов в
современном мире создает опасность превращения человеческого общества в отлаженный механизм тоталитарного господства над человеком, превращения его в послушный «винтик» этой системы, в существо «одномерное».
Совокупность используемых в настоящее время манипулятивных приемов разнообразна.
Еще в 1922 году американский философ Липпман в книге «Общественное мнение» поставил цель с помощью информации и интереса людей к событиям внутри страны и за рубежом, проникнуть во внутренний мир читателей, создать барьер
да пути всего того, что сбивает их с толку, 1См.: Кара-Мурза С.Г.
Манипуляциясознанием.
М.,2002.
2ФарберК.
Манипулируемоебольшинство.
М., 1991.
С.132.
79

[стр.,80]

ведет кликвидации частной собственности.1 Рационально-техническая организация современного общества и массовый характер потребления, вызванный техническим прогрессом индустриального общества, делает необходимым и реально осуществимым процесс управления массовым сознанием людей и социальными процессами в целом.
Характерным является утверждение, что современный человек страдает от бремени собственной индивидуальности, и поэтому он пытается избавиться от нее, начинает поступать «как все».
Американский футуролог
Э.
Тоффлер в книге «Третья волна»2 пишет, что в индустриальной цивилизации инфосфера система производства и распространения информации действует по типу фабрики.
Стандартизованные, произведенные массовым способом «факты», поступают от нескольких производителей идей к миллионам потребителей.
Без этой огромной, мощной системы информации индустриальная цивилизация не смогла бы оформиться и существовать.3 Бывший президент Американской ассоциации политических щук Г.
Лассуэлл пишет о том, что развитие современной коммуникационной техники, позволяющей почти одновременно распространять ту или иную информацию по всему миру, в конечном счете неизбежно приведет к всемирной интефации, к всемирной идентичности, когда каждый житель планеты будет воспринимать себя и свою жизнь как неразрывную часть планетарной системы на уровне не только научного, но и обыденного сознания, в результате появится глобальная взаимозависимость, все будутмыслить в одних и тех же «глобальных категориях».
Окружающая действительность, пишет Липпман, складывается только из новостей, поэтому информация вместо отражения мира должна давать «ответ», реакцию на те или иные ситуации, формировать «стереотипы», которые формируют представление о мире, то есть стандартизованное мнение, принятое в определенной группе, обуславливающее стереотипные 1 См.:Липпман С.
Общественное мнение.
М., 1998.

2См.:Тоффлер Э.
Третья волга.
М., 1999.
3 См.: Там же.
80

[Back]