88 синергетического, полилатерального, которые позволили определить массовое сознание не как одномерную, а многомерную модель, дополнить понимание каждой из его структур раскрытием связи с другими структурами, обосновать понимание структуры и содержания массового сознания через уточнение его субъекта — массы как социального и социально-психологического явления, в процессе исторического развития также претерпевшего изменение. В настоящее время, в условиях реальных трансформационных изменений масса представляет собой совокупность организованных, но в основном неорганизованных групп, социальную общность живущих в реальном пространстве или времени людей (народ, население). При этом «народ», «население» могут быть структурированы, и тогда видны составляющие их группы, границы между ними и формы связи. Но они могут быть и неструктурированы, аморфны, и тогда мы имеем дело с обществом, где смыты не только объективные грани, но и субъективные различия и своеобразие. Это общество, в котором большинство живет по задаваемым массовыми коммуникациями образцам, следует им, не всегда их сознает и понимает. Такие явления характерны для обществ в эпохи крупных социальных изменений и кризисов. В таких обществах особым образом развиваются процессы формирования массового сознания, имея свои специфические социально-психологические характеристики. При этом следует отметить, что применительно к процессу формирования массового сознания в современном обществе важно выделить не только объективные процессы массовизации, повлиявшие на экономические, политические, духовные процессы, но и все большая интенсификация процесса влияния коммуникативноинформационных структур, создающих, с одной стороны, новую социальную реальность — «сетевое общество», в котором в силу новых коммуникационных возможностей утрачиваются связи с локальным сообществом, и формирование массового сознания, а также |
группы, порождаемую ею и существующую в ней. Важным методологическим принципом понимания феномена массового сознания в этом случае выступает системный подход, применение которого дает не одномерную, а многомерную его модель, позволяющую дополнить понимание каждой из его структур раскрытием связи с другими структурами. Такой подход к пониманию содержания и структуры массового сознания через уточнение субъекта массового сознания массы, подводитк возможности ее иного толкования. В нашем понимании категория «масса» представляет собой либо всю совокупность организованной группы («рабочие», «крестьяне», «интеллигенция»), либо некий ареал живущих в том или ином социальном пространстве или времени людей (народ, население). При этом «народ», «население» могут быть структурированы и тогда видны составляющие их группы, границы между ними и формы связи. Но они могут быть и неструктурированы, аморфны, и тогда мы имеем дело с «массовым» обществом, где смыты не только объективные грани, но и субъективные различия и своеобразие Это общество, в котором большинство живет по задаваемым массовыми коммуникациями образцам, следуют им, не всегда их сознают и понимают. Все это проявляется в эпохи крупных социальных изменений и кризисов. Рожденное в пределах непосредственного опыта, массовое сознание по своим свойствам близко к обыденному сознанию с его плюсами («здравым смыслом», вплетенностью в обыденную жизнь), и минусами (ограниченностью знаний о тех или иных вещах рамками представлений, отражающих лишь внешние связи и опосредования, но не идущие вглубь к пониманию причин и законов развития). Такое понимание массового сознания позволяет, с одной стороны, рассмотреть его как субъективный знак происходящего в действительности. С другой, как феномен, который нуждается в возвышении от непосредственного видения до понимания и объяснения происходящего. Важным методологическим принципом понимания феномена массового |