92 этого является сначала изменение процессов самоопределения, самоидентификации личности и социальных слоев, а затем изменение форм и способов их поведения и сознания. На уровне общества социальные и социально-психологические изменения привели к изменению и коррекции нормативных целей человеческой деятельности, к нарушению прежней системы социальных норм (как средство удовлетворения потребностей личности в соответствии с требованиями общества), что вызвано ростом противоречий интересов различных социальных групп, нормативных представлений различных социальных слоев, противоречий норм производительных сил и производственных отношений, норм собственности, производства, обмена, распределения и потребления. Произошедшие изменения отразились, обусловливают, провоцируют, ускоряют изменение массового сознания, хотя сам процесс трансформации массового сознания подчиняется в том числе и своим имманентным закономерностям и особенностям. На основе анализа, понимания и осмысления происходящих социальных и социально-психологических процессов меняется субъективная «картина мира» людей, причем их взгляды и представления, степень адекватности и полноты осмысления своего «бытия» неоднородна как на уровне социальных групп или социальных слоев, так и на уровне отдельного индивида. Изменения произошли также в социально-психологическом состоянии и выразились в настроении, эмоциональном состоянии, самочувствии людей. Эта трансформация имеет следующую динамику: внешняя социально-экономическая и социально-психологическая ситуация преломляется через внутренние психологические изменения у массы людей, которые, в свою очередь, выражаются во внешних формах их |
характер. Переход от государственной к частной капиталистической собственности характеризуются кризисными явлениями, которые охватывают все сферы общественной жизни, включая духовную и изменение массового сознания как в обществе в целом, так и на уровне групп и отдельного индивида. Рассматривая динамику влияния седаальных изменений на индивидуальное и массовое сознание россиян, можно отметить следующее. Происходит изменение интересов, потребностей личности и масс, что обусловливает трансформацию ценностных ориентаций и социокультурных контекстов (экономических, социальных, политических, идеологических, духовно-нравственных). Ситуация неопределенности, порождаемая переходом от одних социальных норм и образцов к другим, затрудняет процесс самоопределения, самоидентификации личности и социальных слоев, выбор ими требуемых способов поведения. На уровне общества социальные изменения приводят к изменению и коррекции нормативных целей человеческой деятельности, к нарушению прежней системы социальных норм (как средство удовлетворения потребностей личности в соответствии с требованиями общества), что вызывается ростом противоречий интересов различных социальных групп, нормативных представлений различных социальных слоев, противоречий норм производительных сил и производственных отношений, норм собственности, производства, обмена, распределения и потребления. Происходящие изменения обусловливают процесс изменения массового сознания, хотя сам процесс трансформации массового сознания подчиняется в том числе и своим имманентным закономерностям и механизмам. На основе личностного анализа, понимания и осмысления происходящих социальных процессов меняется субъективная «картина мира», причем взгляды и представления людей, степень адекватности и полноты осмысления своего «бытия» неоднородна как на уровне социальных групп или социальныхслоев, так и науровне отдельного индивида. 88 Изменения происходят также в социально-психологическом состоянии и выражаются в настроении, эмоциональном состоянии, самочувствии людей. Эта трансформация выражается в следующей динамике: внешняя (социально-экономическая) ситуация преломляется через внутренние (психологические изменения) у массы людей, которые, в свою очередь, объективируются в формах их поведения, что влияет на дальнейшее изменениесоциально-экономической и политической ситуации. Изменения массового сознания имеют разнонаправленный характер: позитивный и негативный и отражаются как на сознательном, так и бессознательном уровне, каждый из которых доминирует в зависимости от условий жизни группы, уровня ее развития, ситуации, социокультурного контекста Некоторые ученью характеризуют современное состояние российского общества как состояние патологического социокультурного кризиса * (Н.И.Лапин) , который в отличие от «нормального» кризиса, служит формой разложения определенного типа общественныхотношений. Сегодня уже очевидно, что реформирование общества отразилось на всех сферах его жизнедеятельности: политических, экономических, социальных, духовных. Ясно, что в за прошедшие десять с небольшим лег реформы привели к слишком большим издержкам не только в плане материального благосостояния людей, но главное в мироощущении и восприятии жизни, нашедших отражениев массовом сознании. Показателями состояния общества в результате такого кризиса стали дезинтеграция нравственных ценностей, смещение ценностных ориентаций, сужение поля социальных интересов, духовная щшмншвнзация, агрессивные проявления в поведении и т.д. Все это порождает не только на уровне отдельного индивида, но и на уровне значительного числа граждан состояние 1 См.: Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. И Социологические исследования. 1997. №3; Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации. //Вопросы философии. 2000.№6. и др. 89 |