30 мости, связи между элементами; б) идею регулярности, закономерности, повторяемости, устойчивости; в) идею глубинного, скрытого, фундаментального, существенного измерения; г) идею детерминирующего, определяющего, контролирующего влияния в отношении эмпирических явлений. Учитывая все эти четыре идеи в обобщающей дефиниции, можно сказать, что структура — это скрытая сеть устойчивых и регулярных связей между элементами в какой-либо области реальности, существенным образом влияющая на развитие явлений, наблюдаемых в этой области42. В этой связи социолог рассматривает социальную структуру как сложное целое, которое можно представить в четырех измерениях или планах. Первое измерение социальное структуры то, которое было в центре интереса Э. Дюркгейма и представителей классической школы функционалистов. Это нормативное измерение: сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов. Внешние, объективированные, принудительные для всех членов общества социальные факты и коллективные представления, указывающие, что должно быть, можно вслед за Дюркгеймом и функционалистами истолковать как реальные, конкретные действия людей. Такая стратегия объяснения снискала себе огромную популярность. Поэтому нормативная структура наиболее глубоко и всесторонне изученное измерение социальной структуры. Но отнюдь не единственное. Второе измерение структуры то, которое является особо важным для феноменологов от М. Шелера и до А. Шюца. Это идеальное измерение: связанная с данным коллективом и распространенная в нем совокупность идей, убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, они не обладают принудительной силой, но являются категорическими, устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от того, истинны они или ложны, создают специфический для данного общества мыслительный г 41 Штомпка П. Понятие социальной структуры; попытка обобщения // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 10. 42Там же. С. 10. |
75 ния"1; "существенные, глубинные, основополагающие обусловленности"12; "свойства более фундаментальные, чем иные, внешние черты"3; "упорядоченность элементов, которая определяет большинство различий, присутствующих в данной области явлений"4; "отношения между группами и индивидами, которые выражены в их поведении"5. Анализируя различные определения, П. Штомпка выделяет четыре идеи, образующие фундамент понятия структуры: а) идею отношения, зависимости, связи между элементами; б) идею регулярности, закономерности, повторяемости, устойчивости; в) идею глубинного, скрытого, фундаментального, существенного измерения; г) вдего детерминирующего, определяющего, контролирующего влияния в отношении эмпирических явлений6. Учитывая все эти четыре идеи в обобщающей дефиниции, можно сказать, что структура — это скрытая сеть устойчивых и регулярных связей между элементами в какой-либо области реальности, существенным образом влияющая на развитие явлений, наблюдаемых в этой области7.. В этой связи социолог рассматривает социальную струкіуру как сложное целое, которое можно представить в четырех измерениях или планах. Первое измерение социальное структуры то, которое было в центре интереса Э. Дюркгейма и представителей классической школы функционалистов. Это нормативное измерение: сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов. Внешние, объективированные, принудительные для всех членов общества социальные факты и коллективные представления, указывающие, что, должно быть, можно вслед за Дюркгеймом и функционалистами истолковать как реальные, конкретные действия людей. Такая стратегия объяснения снискала себе огром1ВІаи Р.М. РагаНеІз алб Сомга$1$ іп ЗичісШгаІ Ьиріігіеа // Арргоасііез ю Ше 8ш<1уоГБосіаІ ВиисШге / ЕЛ. Ьу Р.М. Віаи.N. V.: Ргее Рге$з, 1975. 3 Ъеѵу М. ТИе Бітисіиге оГБосіеіу. Ргіпсеюп: Ргіпсеіоп Цпіѵегяііу Рге$5, 1952. Р. 57. 3АНеп ѴХ. Босіаі Апаіуяіа: А Матхізі СпПрие алб АІІегпаІіѵе. Ьопбоп: Ьопршап, 1975. Р. 194. 4 Нотапя О.С. ѴЛіа! Оо \Ѵе Меап Ьу Босіаі Бігисіиге? // АрргоасКез (о (Ье Біисіу оГ Босіаі Бтісіиге. Е<1. Ьу Р.М. Віаи. N. У.: Ргее Ргезя, 1975. 3 Оооде \ѴХ Нотапя'з ал<1 Мегіоп’я Бігисіигаі АрргоасН. // ІЫб. 3 Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 10. 7 Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 10. 76 ную популярность. Поэтому нормативная структура наиболее глубоко и всесторонне изученное измерение социальной структуры. Но отнюдь не единственное. Второе измерение структуры то, которое является особо важным для феноменологов от М. Шелера и до А. Шюца. Это идеальное измерение: связанное с данным коллективом и распространенная в нем совокупность идей, убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, они не обладают принудительной силой, но являются категорическими, устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от того, истинны они или ложны, создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми действия. Особое значение имеют здесь убеждения, касающиеся своего общества и собственного места в нем, иными словами, социальное самосознание3. Идеальной структуре принадлежит существенная, но опять же не исключительная роль в формировании хода общественной жизни. Третье измерение социальной структуры подверг внимательному анализу Г. Зиммель, а в современной социологии авторы из круга сторонников так называемой теории обмена или социального бихевиоризма. Здесь речь идет об интеракционном (или, если это для кого-то предпочтительнее организационном) измерении. Форма, "геометрия" интеракционных каналов или связей, объективированная, внешняя относительно отдельных личностей, существенно влияет на шансы появления конкретных интеракций между ними. Интеракционная структура во многом определяет то, с кем и относительно кого члены общества предпримут действия. Четвертое и последнее измерение структуры оказалось в центре исследований К. Маркса и М. Вебера, а затем плеяды исследователей классов, социального расслоения и власти. Штомпка имеет в виду измерение, касающееся различных и связанных интересов (или для кого что предпочтительнее жизненных возможностей), а следовательно, распределения доступа к общественным благам: к богатству, власти, престижу, знаниям и т.п. Специфическое и для многих исследователей особенно поразительное свойство такого изме |