Проверяемый текст
Большева, Оксана Вадимовна; Социоструктурная взаимосвязь социального порядка и экономической стратификации в современной России (Диссертация 2006)
[стр. 83]

83 Выделяются активные социальные субъекты (слои и индивиды), адаптировавшиеся к новым условиям, у других этот процесс затянулся и преобладают деструктивные жизненные стратегии.
Дальнейшее развитие социально-стратификационных процессов в российском обществе, трансформация социальной структуры во многом
будет зависеть от скорости и направленности экономического и политического реформирования, от социокультурных особенностей страны.
Можно заключить, что суть происходящего в настоящее время на социальном пространстве российского общества состоит в изменении соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а также в углублении социального неравенства между ними.
И далеко не все новые формы неравенства можно с полным правом отнести в категорию «справедливых».
Поэтому важнейшей задачей социальной политики является забота о том, чтобы эти формы не превышали некие «нормальные» пределы,
й выход за которые грозит конфликтами и дезинтеграцией общества.
«Норма» в данном случае «выступает как оценка того неравенства, которое соответствует условиям, когда практически всё экономически активное население имело бы возможность полностью реализовать свой потенциал, а остальной части населения был бы обеспечен вполне приемлемый уровень жизни»146, Нормальное неравенство создает стимулы для продуктивной конкуренции и эффективного
использования ресурсов социальноэкономического развития.
Люди начинают адекватно оценивать свое положение, осознают существующие в обществе конкретные различия в степени обладания властью, собственностью, социальными возможностями.
Формирующаяся новая социальная стратификационная модель общества становится не просто объективной реальностью, но и субъективно осознается личностью, группой, что в перспективе может способствовать смягчению социального неравенства на рациональных началах интеграции, либо же
Ы6Шевяков А.
Экономический рост и неравенство//Общество иэкономика.
-2004.-№ 2.
С.
57.
[стр. 13]

13 риально-имущественного неравенства.
Кроме того, наличие такой социальной структуры дает возможность говорить о формировании нового социального порядка.
5) Современное российское общество резко стратифицировано, причем быстрый рост социального расслоения "накладывается" на крайне неблагоприятные показатели среднего уровня жизни россиян.
Суть происходящего в настоящее время состоит в изменении соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а также в углублении социального неравенства между ними.
Далеко не все новые формы неравенства можно с полным правом отнести
к категории «справедливых».
С точки зрения формирования нового социального порядка, особый интерес представляет выделение в социально-классовой структуре андекласса.
Его роль не в поддержании социальной стабильности, а, напротив, в отрицании основ социального порядка.
6) Критерии выделения среднего класса и его функции в трансформирующемся российском обществе являются основными обсуждаемыми методологическими вопросами в отечественной литературе.
К функциям среднего класса обычно относятся: поддержание социальной стабильности в обществе; обеспечение вертикальной мобильности; пополнение налоговой базы и внутреннее инвестирование; создание образцов социально-экономического и социокультурного поведения.
Вместе с тем средний класс действительно занимает срединное положение в обществе.
Он объединяет тех людей, которые находятся между бедными слоями и “новым русскими”.
Профессиональный состав среднего класса включает в себя весь состав профессиональных групп в российском обществе.
Средний класс —сложно структурированная общность, включающая в себя группы с разными экономическими интересами и политическими ориентациями.
Практическая значимость работы состоит в том, что она расширяет поле анализа отечественной социологии за счет обращения к мало изученным проблемам социологического анализа социоструктурной взаимосвязи социального порядка и экономической стратификации в современной России

[стр.,110]

очередь, обусловливало и более высокую оплату труда, а также и долю привилегий в получении дополнительных социальных льгот.
Анализ социального состава «новых бедных» выявил присутствие в нем значительной доли специалистов, что позволило выдвинуть гипотезу: рост слоя происходит за счет массового обнищания интеллигенции, считавшей себя ранее среднеобеспеченной.
Ядро составляют научные работники, учителя, врачи, руководители низшего уровня, инженеры.
Основная часть люди трудоспособного возраста.
Выделяются активные социальные субъекты (слои и индивиды), адаптировавшиеся к новым условиям, у других этот процесс затянулся, и преобладают деструктивные жизненные стратегии.
Дальнейшее развитие социально-стратификационных процессов в российском обществе, трансформация социальной структуры во многом
будут зависеть от скорости и направленности экономического и политического реформирования, от социокультурных особенностей страны.
Можно заключить, что суть происходящего в настоящее время на социальном пространстве российского общества состоит в изменении соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а также в углублении социального неравенства между ними.
И далеко не все новые формы неравенства можно с полным правом отнести в категорию «справедливых».
Поэтому важнейшей задачей социальной политики является забота о том, чтобы эти формы не превышали некие «нормальные» пределы,
выход за которые грозит конфликтами и дезинтеграцией общества.
«Норма» в данном случае «выступает как оценка того неравенства, которое соответствует условиям, когда практически всё экономически активное население имело бы возможность полностью реализовать свой потенциал, а остальной части населения был бы обеспечен вполне приемлемый уровень жизни»1.
Нормальное неравенство создает стимулы для продуктивной конкуренции и эффективного
ис1Шевяков А.
Экономический рост и неравенство //Общ ество и экономика.
-2 0 0 4 .-№ 2 .
С.
57.


[стр.,111]

пользования ресурсов социальноэкономического развития.
Люди начинают адекватно оценивать свое положение, осознают существующие в обществе конкретные различия в степени обладания властью, собственностью, социальными возможностями.
Формирующаяся новая социальная стратификационная модель общества становится не просто объективной реальностью, но и субъективно осознается личностью, группой, что в перспективе может способствовать смягчению социального неравенства на рациональных началах интеграции либо же
дезинтеграции на конфликтной основе1.
Российский социолог Н.Е.
Тихонова таким образом характеризует социальную структуру российского общества.
Реальное распределение респондентов по группам с различным уровнем благосостояния выглядит применительно к обследовавшимся группам следующим образом 4: нищие (6%) не могут позволить себе купить мясо, сладкое, новую одежду для детей, не ходят в гости и не принимают гостей; бедные (13%) только изредка могут позволить себе купить мясо, фрукты, сладкое, одежду, не ходят в гости, не покупают газет, не оплачивают занятий детей и лишь изредка покупают им новую одежду; малообеспеченные (25%) не покупают бытовой и иной дорогостоящей техники, никогда не позволяют себе деликатесов, ощущают серьезные ограничения при покупке одежды, прессы, посещении театров, концертов, кино; среднеобеспеченные (34%) начиная с этой группы у респондентов появляются свободные деньги и в соответствии с приоритетами семьи возрастает вариативность трат и стратегий экономии: одни экономят на одежде, другие на бытовой и иной технике, третьи на питании и т.д.
В целом автор делает вывод, что вся группа ощущает ограничения при покупке некоторых продуктов, особенно деликатесов и одежды, посещении театров, приобретении туристических путевок; обеспеченные (14%) ощущают ограничения при приобретении до111 1 Дыльнова Т.В.
Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России // Вестник РУДН.
Серия Социология.
2004.
№ 6-7.
С.
167-168.

[Back]