Проверяемый текст
Ларионова Ирина Анатольевна. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы (Диссертация 2009)
[стр. 112]

различий между отдельными объектами, но не к отражению механизма возникновения и сохранения этих различий.
М.И.
Сетров подчеркивает, что конкретизация принципа целостности связана с переходом к принципу системности.

Эго не значит, что один принцип заменяется другим и первый перестает функционировать.
Именно различная степень абстрактности делает одинаково необходимыми как понятие целого, так и понятия системы и организации
[355, с.
51].
Рхли категория целого носит абстрактно-синтетический характер, то понятие системы, являясь как бы диалектическим его отрицанием, приобретает в основном конкретно-аналитический характер.
Внимание исследователя при системном подходе направлено
нс на целостность объекта, а на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии.
Установление же в системе устойчивых взаимосвязей элементов отдельных уровней, то есть установление «закона связей» элементов
[348, с.
11], есть обнаружение структурности системы как следующий момент конкретизации целого
[355].
Сущность теории систем заключается в поиске целостностей, природы их образования и факторов поддержания устойчивости и саморазвития.
По мнению
М.И.
Кондакова, понятие интеграции входит в теорию систем.
Здесь оно обозначает «состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние»
[220, с.
203].
В теории систем, следовательно, интеграция функционирует как логическое знание,
нс имеющее своего специфического содержания.
В этом аспекте оно «выходит» из философии и «входит» в педагогику
[24].
По словам В.П.
Кузьмина, «когда речь идет о системном подходе или системном анализе ищите интеграцию»
[237, с.
258].
С его точки зрения, понятие системы в большей мере фиксирует объектную форму целого, а понятие интеграции процесс.
В настоящее время феномен интеграции занимает ведущие позиции в ранге инноваций в рамках образовательного пространства.
Предпринимаются активные попытки адаптировать данную общенаучную категорию к
112
[стр. 169]

Большинство концепций являются результатом удовлетворения практической потребности в осуществлении интеграционных процессов в отдельно взятых сферах педагогической деятельности.
2.3.
Феноменология понятия интеграции в профессиональном образовании Усилиями крупнейших представителей диалектического материализма была создана достаточно стройная система взглядов, представлений, раскрывающих те или иные стороны интеграции знаний.
Общетеоретические и логикометодологические проблемы интеграции нашли отражение в трудах B.C.
Готта, Б.М.
Кедрова, В.П.
Кузьмина, В.А.
Лекторского, Н.Н.
Моисеева, А.П.
Огурцова, А.И.
Ракитова, B.C.
Степина, М.Г.
Чепикова,Б.Г.
Юдина и др.
В настоящее время феномен «интеграция» занимает ведущие позиции в ранге инноваций в рамках образовательного пространства.
Предпринимаются активные попытки адаптировать данную общенаучную категорию к
педагогическим реалиям.
«Понятие интеграции вводится в контекст педагогики, но недостаточное содержательное педагогическое наполнение не позволяет пока говорить о нем как о научно-педагогическом понятии» [137].
В значительной части педагогических исследований интеграция характеризуется с позиции «целостности, системности, взаимосвязанности, комплексности»; «принципа, процесса и результата»; «объединения в целое разрозненных частей»; «комплексирования и суммирования»; «синтезированных курсов и межпредметных связей».
Однако данные характеристики не отражают специфики интеграции как педагогического явления.
Причину данного положения А.Я.
Данилюк видит: 1) в ограниченности восприятия интеграции; 2) в технологической непроработанности; 3) в отсутствии понимания интеграции как диалектического, самоорганизуемого процесса; 4) в противопоставлении интеграции дифференциации.
«Знание изначально дифференцировано по разным учебным предметам, что, собственно, и создает необходи169

[стр.,175]

нию различий между отдельными объектами, но не к отражению механизма возникновения и сохранения этих различий.
М.И.
Сетров подчеркивает, что конкретизация принципа целостности связана с переходом к принципу системности.

Это не значит, что один принцип заменяется другим и первый перестает функционировать.
Именно различная степень абстрактности делает одинаково необходимыми как понятие целого, так и понятия системы и организации
[390, с.
51].
Если категория целого носит абстрактно-синтетический характер, то понятие системы, являясь как бы диалектическим его отрицанием, приобретает в основном конкретно-аналитический характер.
Внимание исследователя при системном подходе направлено
не на целостность объекта, а на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии.
Установление же в системе устойчивых взаимосвязей элементов отдельных уровней, то есть установление «закона связей» элементов
[381, с.
11], есть обнаружение структурности системы как следующий момент конкретизации целого
[390].
Сущность теории систем заключается в поиске целостностей, природы их образования и факторов поддержания устойчивости и саморазвития.
По мнению
Н.И.
Кондакова, понятие интеграции входит в теорию систем..
Здесь оно обозначает «состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние»
[224, с.
203].
В теории систем, следовательно, интеграция функционирует как логическое знание,
не имеющее своего специфического содержания.
В этом аспекте оно «выходит» из философии и «входит» в педагогику
[46].
По словам В.П.
Кузьмина, «когда речь идет о системном подходе или системном анализе ищите интеграцию»
[242, с.
258].
С точки зрения данного автора, понятие системы в большей мере фиксирует объектную форму целого, а понятие интеграции —процесс.
Каковы же инвариантные характеристики интеграции, выражающие наиболее общие ее существенные признаки, необходимо принадлежащие всем ее модификациям, реализуемым в различных сферах человеческой деятельности и познания? 175

[Back]