интегративными связями». Это равно касается и онтологической и гносеологической реальности, уточняет Н.К. Чапаев, всех сфер живой и неживой природы, всех областей человеческой деятельности и познания, в том числе педагогики, где интеграцией «охватываются» все стороны учебно-воспитательного процесса — деятельность педагогов и учащихся, функционирование целей, принципов, содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания, все уровни функционирования педаг огического знания [там же]. Полшюрфичпость выражает способность интеграции выступать в различных качествах, иметь различные формы (виды, типы) проявления в самых различных сферах познания и деятельности человека. Дапсе, анализируя процесс педагогической интеграции, мы рассмотрим эти качества подробно. Что касается органического единства целого и его частей, то в истории человеческой мысли прослеживаются несколько подходов к решению проблем взаимоотношений целого и его частей: 1. Отрицание всякой возможности какой-либо корреляции между целым и его частями. 2. Позиция «целое равно сумме своих частей» отражает суммативномеханичсский взгляд на взаимоотношения целого и его частей. 3. Целое больше своих частей и качественно отличается от своих составляющих. 4. Часть больше целого. $. Целое и его части составляют единую «органическую целостность» «систему двусторонних причинных связей, образующих сложную сеть» (К. Лоренц). Анализ отношений целого и части дает возможность определить внутреннюю структуру развития технологических линий интеграции, образуемую из связей между: а) кооперируемыми частями; б) целым и отдельными частями; в) целым и совокупностью частей; г) целым, частями и вновь образуемой их органической целостностью. Из чего логично 122 |
неживой природы, всех областей человеческой деятельности и познания, в том числе педагогики, где интеграцией «охватываются» все стороны учебновоспитательного процесса деятельность педагогов и учащихся, функционирование целей, принципов, содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания, все уровни функционирования педагогического знания [там же]. Полиморфичность выражает способность интеграции выступать в различных качествах, иметь различные формы (виды, типы) проявления в самых различных сферах познания и деятельности человека. Далее, анализируя процесс педагогической интеграции, мы разберем эти качества подробно. Что касается органического единства целого и его частей, то в истории человеческой мысли прослеживаются несколько подходов к решению проблем взаимоотношений целого и его частей: 1. Отрицание всякой возможности какой-либо корреляции между целым и его частями. 2. Позиция «целое равно сумме своих частей» отражает суммативномеханический взгляд на взаимоотношения целого и его частей. 3. Целое больше своих частей и качественно отличается от своих составляющих. 4. Часть больше целого. 5. Целое и его части составляют единую «органическую целостность» —«систему двусторонних причинных связей, образующих сложную сеть» (К. Лоренц). Анализ отношений целого и части дает возможность определить внутреннюю структуру развития технологических линий интеграции, образуемую из связей между: а) кооперируемыми частями; б) целым и отдельными частями; в) целым и совокупностью частей; г) целым, частями и вновь образуемой и органической целостностью. Из чего логично предположить, что интеграция представляет собой «систему отношений и связей» между целым и его частями. Однако, это не означает, что она есть чистая форма —«отношение материалов» (В. Шкловский). Как увидим далее, в интеграции, и прежде 179 |