В образовательной системе развивающего типа педагог отводит ученику центральное место и признает его сознание фактором интеграции. Дидактически это обеспечивается, когда система составлена из множества разных (по языку, стилю мышления, принадлежности к разным наукам, культурам и т.д.) учебных текстов и интеграционных механизмов, позволяющих ученику с ними работать [97]. Принцип культуросообразиости характеризует отношение образования к его культурному окружению. Отношение образования к окружающей его действительности осознается в педагогике как проблема начиная с XVII в. В это время активно формируется естественнонаучное мировоззрение с характерным разделением на познающий субъект и противостоящую ему объективную действительность. Тогда же закладываются основы того, что на языке современной педагогики называется технократическим образованием: человек отделяется не только от природы, но и от образования. Последнее обстоятельство явилось решающим для возникновения педагогики как науки, поскольку позволило рассматривать образование как объективный предмет научного исследования и конструктивной деятельности. Отношение к образованию как к предмету поставило его в один ряд с другими предметами научной мысли, что собственно и создало проблему отношения образования и среды. Проблема образования и среды проходит в истории педагогики три последовательных ступени саморазвития. Первая образование и природа (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо). Вторая образование и жизнь (Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий и др.). Третья образование и культура. Если второй тип соотношения образования и среды характерен не только для трудовой школы первой трети XX в., но и для советской педагогики в целом, рассматривавшей как одну из своих главных задач «укрепление связи школы с жизнью», то ориентация на культуру это новый тип российского 129 |
интеграции образования. В образовании интегрируется не содержание как таковое, а происходит последовательная интеграция знания и сознания; 2) обучающийся становится не только смысловым (тем, ради чего), но и организационным центром образования (субъектом учения) при условии, что он интегрирует в сознании разные учебные тексты. Интеграция разного знания сознанием приводит к появлению нового знания, так что важнейшим показателем антропоцентрированного, развивающего образования является способность ученика интегрировать новые тексты; 3) в образовательной системе развивающего типа педагог отводит ученику центральное место и признает его сознание фактором интеграции. Дидактически это обеспечивается, когда система составлена из множества разных (по языку, стилю мышления, принадлежности к разным наукам, культурам и т.д.) учебных текстов и интеграционных механизмов, позволяющих ученику с ними работать. Следующим принципом педагогической интеграции является принцип культуросообразпости, который означает, что учебные тексты в пределах образовательной системы должны быть приведены в такую же существенную связь, в которой они находятся в культуре. Тождественность образования и культуры определяется принципом культуросообразности (B.C. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская и др.). Образование —это не вся культура, а ее часть, но такая, которая, в отличие от всех других ее составляющих, в малом масштабе воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференцированности. Культура в целом может стать объектом педагогического осмысления, наиболее общей моделью организации целостного, научнообоснованного культуросообразного образовательного пространства, которое способно предоставить всю полноту дидактических возможностей для свободного развития культуры мышления ученика [137]. Образование соотносится в первую очередь с национальной культурой. Воссоздание национальной культуры в образовании возможно путем интегра184 |