педагогического сознания, активно развивающийся в последнее десятилетие (В.С. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская и др. Образование это не вся культура, а ее часть, но такая, которая, в отличие от всех других ее составляющих, в малом масштабе воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференцированности. Культура в целом может стать объектом педагогического осмысления, наиболее общей моделью организации целостного, научнообоснованного культуросообразного образовательного пространства, которое способно предоставить всю полноту дидактических возможностей для свободного развития культуры мышления ученика [97]. Образование соотносится в первую очередь с национальной культурой. Воссоздание национальной культуры в образовании возможно путем интеграции основных гуманитарных дисциплин в пределах новой дидактической системы интегрального гуманитарного образовательного пространства. Процесс обучения в интегральном пространстве позволит полноценно решать задачу культурной идентификации личности, систематически формировать теоретические гуманитарные понятия и личностные культурные смыслы. Он обеспечит необходимые дидактические условия для погружения учащегося в культуру, для того, чтобы личность воспринимала культуру народа как свою собственную судьбу, органично существовала в культуре, наполняла свою жизнь культурными смыслами в процессе творческого развития. Принцип культуросообразности интеграции позволяет поднять гуманитарное образование на качественно новый уровень организации. В нутри предметная интеграция может быть дополнена межпредметной интеграцией. Учебный предмет как дидактическая система, доминирующая в традиционном образовании войдет как составляющая в дидактическую систему более высокого порядка интегральное гуманитарное образовательное пространство, в котором будут сохранены все значимые дидактические 130 |
интеграции образования. В образовании интегрируется не содержание как таковое, а происходит последовательная интеграция знания и сознания; 2) обучающийся становится не только смысловым (тем, ради чего), но и организационным центром образования (субъектом учения) при условии, что он интегрирует в сознании разные учебные тексты. Интеграция разного знания сознанием приводит к появлению нового знания, так что важнейшим показателем антропоцентрированного, развивающего образования является способность ученика интегрировать новые тексты; 3) в образовательной системе развивающего типа педагог отводит ученику центральное место и признает его сознание фактором интеграции. Дидактически это обеспечивается, когда система составлена из множества разных (по языку, стилю мышления, принадлежности к разным наукам, культурам и т.д.) учебных текстов и интеграционных механизмов, позволяющих ученику с ними работать. Следующим принципом педагогической интеграции является принцип культуросообразпости, который означает, что учебные тексты в пределах образовательной системы должны быть приведены в такую же существенную связь, в которой они находятся в культуре. Тождественность образования и культуры определяется принципом культуросообразности (B.C. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская и др.). Образование —это не вся культура, а ее часть, но такая, которая, в отличие от всех других ее составляющих, в малом масштабе воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференцированности. Культура в целом может стать объектом педагогического осмысления, наиболее общей моделью организации целостного, научнообоснованного культуросообразного образовательного пространства, которое способно предоставить всю полноту дидактических возможностей для свободного развития культуры мышления ученика [137]. Образование соотносится в первую очередь с национальной культурой. Воссоздание национальной культуры в образовании возможно путем интегра184 ции основных гуманитарных дисциплин в пределах новой дидактической системы интегрального гуманитарного образовательного пространства. Процесс обучения в интегральном пространстве позволит полноценно решать задачу культурной идентификации личности, систематически формировать теоретические гуманитарные понятия и личностные культурные смыслы. Он обеспечит необходимые дидактические условия для погружения учащегося в культуру, для того, чтобы личность воспринимала культуру народа как свою собственную судьбу, органично существовала в культуре, наполняла свою жизнь культурными смыслами в процессе творческого развития. Кроме того, в рамках интеграции содержания образования М.Н. Берулава выделяет группу принципов, в зависимости от уровней этой интеграции [65]: —уровень целостности (высший): а) принцип сосредоточения функций, предполагающий на основе слияния двух или нескольких учебных, предметов образование новой учебной дисциплины со своим собственным предметом исследования и концептуальными основаниями; б) принцип единства, детерминирующий целостность и синтез используемых форм, методов и средств обучения, ранее дифференцированных по ряду самостоятельных дисциплин; в) принцип экономичности, означающий уплотнение и концентрацию интегрируемого материала, устранение дублирования в его изложении; уровень дидактического синтеза. Интеграция учебных предметов на данном уровне осуществляется постоянно, на базе одного из них. При этом каждый из взаимодействующих предметов в то же время сохраняет свой статус и свои концептуальные основания: а) принцип субординации функций, выражающийся в координации отдельных учебных дисциплин, в сохранении их собственного предмета исследования; б) принцип субстратности, в основе которого лежит целостное системное изучение того или иного технического объекта; в) принцип комплементарности, регулирующий интегративную взаимодополняемость методов и средств, которые при этом состав185 |