сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений. Серьезность проблемы инвалидов обусловлена не только растущим числом людей, имеющих значительные физические или психические нарушения, но и вопиющей бедностью этого слоя населения, его социальной незащищенностью. До недавнего времени эга проблема замалчивалась в нашей стране, целенаправленно велась политика изоляции инвалидов. В центре внимания зарубежных (М. Оливер, У. Рот, А. Хислоп и др.) и отечественных исследователей (В.С. Боев, Е.Н. Ким, В.Г. Тарасова, Е.И. Холостова, О.В. Шилова и др.) оказался вопрос о том, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. На сегодняшний день существуют различные модели инвалидности (медицинская, экономическая, функциональная, социальная и др.), которые обусловливают различное понимание ее причин, последствий для индивидов, а также способов их адаптации и интеграции в общество. Исследования зарубежных и отечественных ученых (Э. Келлер, 10. Лернер, О. Скороходова, С. Сироткин и др.) убедительно доказывают, что у инвалида может быть полноценная жизнь, он может самореализоваться в личной и профессиональной жизни. Наиболее впечатляющее тому подтверждение примеры людей, рожденных слепо-глухими, но состоявшимися, нашедшими себя в социальной жизни. В современных западноевропейских государствах и США практически реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество. Согласно этой концепции инвалиды рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран. 293 |
мо от принятой интерпретации, культурологический подход предполагает акцентуализацию в содержании курса культуроцентрических аспектов, т.е. интерпретацию социальных явлений через призму культуры. Это положение нашло отражение в тематическом плане, программе и содержании курса «Социальная педагогика», который читается диссертантом'в Институте социального образования Уральского государственного педагогического университета, а также в филиале Сибирского государственного университета физической культуры и спорта в г. Березовский. В ходе внедрения результатов исследования в вузе была разработана программа курса по выбору «С оциокульт урная инт еграция инвалидов в общество», а также подготовлено (в соавторстве с С. А. Минихановой) учебное пособие по данному курсу [76]. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими отклонениями, психосоциальными и другими нарушениями.в общество. Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений. Постепенное осознание этого факта подвигало общество к поиску форм и способов оказания помощи инвалидам, которая, в конечном счете, способствовала их вступлению в разнообразные формы равноправного сотрудничества в общественной и производственной деятельности, а также занятию ими достойного места в жизни. 288 Однако серьезность проблемы инвалидов обусловлена не только' растущим числом людей, имеющих значительные физические или психические нарушения, но и вопиющей бедностью этого слоя населения, его социальной незащищенностью. До недавнего времени эта проблема замалчивалась в нашей стране, целенаправленно велась политика изоляции инвалидов. В центре внимания зарубежных (М. Оливер, У. Рот, А. Хислоп и др.) и отечественных (В. С. Боев, Е. Н. Ким, В. Г. Тарасова, Е. И. Холостова, О. В. Шилова и др.) исследователей оказался вопрос о том, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. На сегодняшний день существуют различные модели инвалидности (медицинская, экономическая, функциональная, социальная и др.), которые обусловливают различное понимание ее причин, последствий для индивидов, а также способов их адаптации и интеграции в общество. Исследования зарубежных и отечественных ученых (Э. Келлер, Ю. Лернер, О. Скороходова, С. Сироткин и др.) убедительно‘доказывают, что у инвалида может быть полноценная жизнь, он может самореализоваться в личной и профессиональной жизни. Наиболее впечатляющее тому подтверждение примеры людей, рожденных слепоглухими, но состоявшимися, нашедшими себя в социальной жизни. В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество. Согласно этой концепции инналиды рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран. В нашей стране по-прежнему использустся термин «инвалид». Это нашло нормативное закрепление в различных нормативных актах: 289 |