ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и др. [там же]. Единство и целостность процесса воспитания является важнейшим фактором его эффективности. Необходимость целостного подхода в воспитании увеличивается «по мере восхождения человека к индивидуальности». Проведем сравнительную характеристику понятий «личность» и «индивидуальность». Личность это человек как носитель сознания, одна из двух систем человека (вторая организм). Индивидуальность неповторимое своеобразие отдельного человека, которое проявляется в особенностях его мышления, чувств, отношений, поведения. Индивидуальность человека проявляется не только в сто личности, но и в его организме. Нели личность это содерэ/сание и качества человека, то индивидуальность это выражение формы, свойств и способов проявления этого содержания [30]. О.А. Никифоров выделяет четыре типа взаимосвязи процессов обучения и воспитания: воспитание неотрывно от обучения, входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение. Воспитывающее обучение это вид обучения, в котором достигается органическая связь между упреждающим процессом обучения и формированием комплексных личностных качеств обучаемых [382, с. 88]; воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание); воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью; 35 |
также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение, соответственно, предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоения этого опыта [313]. Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д. [там же]. Целостность процесса воспитания является важнейшим фактором его эффективности. Необходимость целостного подхода в воспитании увеличивается «по мере восхождения человека к индивидуальности». Проведем сравнительную характеристику понятий «личность» и «индивидуальность». Личность это человек как носитель сознания, одна из двух систем человека (вторая —организм). Индивидуальность неповторимое своеобразие отдельного человека, которое проявляется в особенностях его мышления, чувств, отношений, поведения. Индивидуальность человека проявляется не только в его личности, но и в его организме. Если личность это содержание и качества человека, то индивидуальность —это выражение формы, свойств и способов проявления этого содержания [53]. О.А. Никифоров выделяет четыре типа взаимосвязи процессов обучения и воспитания: воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношений между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», —отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, ко207 торый определяется в этом случае как воспитывающее обучение. Воспитывающее обучение —это вид обучения, в котором достигается органическая связь между упреждающим процессом обучения и формированием комплексных личностных качеств обучаемых [426, с. 88]; воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание); воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение; воспитание осуществляется и другими {не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.)» сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Психологический смысл единства обучения и воспитания заключается в том, что на их основе обеспечивается необходимая направленность личности, характера, мировоззрения, моральных качеств студентов, развитие их интеллектуальных способностей, эстетических потребностей и вкусов, физических качеств [155]. Реализуя единство обучения и воспитания, следует учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов, их отношение к учебе. «Знание только тогда становится истинным достоянием человека, когда оно проходит сквозь призму личного отношения к нему» [там же, с. 86]. Соотнесем понятия «формирование», «становление», «социализация», «воспитание», «развитие» с точки зрения их интегральных качеств. Если социализация —это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, то воспитание —это целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий, в соответствии с определенным социаль208 |