Проверяемый текст
Баринова Н.М., Красинец Е.С. Гастарбайтеры в России // Социологические исследования. 1996. № 3.
[стр. 81]

профессиональной структуры трудовой иммиграции состоит в том, что в ней преобладают работники материального производства (см.
прил.
4).
Отмечаем необходимость рассмотреть структуру занятости иностранных граждан территориально-административных образований, на примере трёх направлений: столичных центров и городских агломераций (например, Москва, Санкт-Петербург и др.); промышленных и добывающих регионов (например, Тюменская, Челябинская и др.
области); агропромышленных и аграрных регионов (например Тамбовская, Воронежская и др.
области), так как они имеет свои характерные особенности, отличающие направление трудовых мигрантов от общероссийского.
Подчеркнем, что на профессиональный состав мигрантов существенное влияние оказывает профиль хозяйственных комплексов экономических регионов, куда направлены основные их потоки.

Структура занятости иностранной рабочей силы показывает, фактором укрепления, каких производств она выступает.
Пропорции в ее распределении по сферам общественного производства отражают важные экономические последствия миграции, в ряду которых особое значение приобрело соотношение работников, занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, а также в отраслях народного хозяйства
(таб.6).
Спецификой столичных центров и городских агломераций (например, Москва, Санкт-Петербург и др.) является доминанта иностранных работников занятых в торговле, чуть меньше в строительстве, производстве и на транспорте; промышленных и добывающих регионов (например, Тюменская, Челябинская и др.
области) строительстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, торговле; агропромышленных и аграрных регионов (например Тамбовская, Воронежская и др.
области) строительстве, сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности.
Это говорит о наличии дефицита рабочей силы именно в данных сферах.
81
[стр. 3]

ческая пропорция достаточно типична и для других стран.) Их потенциальные трудовые возможности весьма велики, ибо все готовы работать с высокой степенью интенсивности.
Поскольку главная цель иностранцев — заработать деньги, то они согласны трудиться сверхурочно или в свободное от основной работы время, что зачастую и делают.
Понятно, это создает дополнительный резерв рабочей силы для предприятий.
Мигранты — в основном люди семейные (70%), но приезжают на заработки обычно без семьи, что нередко создает бытовые проблемы.
Неустроенность в быту является основой для пьянства, конфликтов с местными жителями.
Словом, характер демографической и семейной структуры трудовой миграции требует внимания к условиям быта иностранных работников.
Фактически речь идет об известных затратах на их социальные нужды, а предприятия, увы, в средствах часто ограничены.
Образовательная и профессионально-квалификационная структура Материалы опроса позволяют говорить, что трудовая миграция из экс-союзных республик охватывает по преимуществу лиц со средним уровнем образования и профессиональной подготовки.
Каждый второй имеет среднее специальное образование, а каждый третий — общее среднее.
С высшим образованием (законченным и незаконченным) — один из 10, что почти вдвое меньше, чем во всей миграции к нам из ближнего зарубежья (табл.
2).
Особенностями отмечена и профессионально-квалификационная структура трудовых мигрантов.
Общий перечень массовых рабочих специальностей, по которым приглашаются работники, включает свыше 100 наименований.
Наиболее заметна профессиональная группа строительных рабочих.
В нее входят маляры, штукатуры, плотники, столяры, каменщики, отделочники, плиточники, облицовщики, арматурщики, крановщики, сварщики.
Ее доля среди представителей других профессий превышает 1/3.
Вторую ведущую профессиональную группу образуют занимающиеся металлообработкой (станочники, слесари, шлифовщики, штамповщики, формовщики, термисты, наладчики).
Третье место принадлежит занятым на силовых установках (мотористы, электрики, электромонтеры).
Как видим, важнейшее свойство профессиональной структуры трудовой иммиграции состоит в том, что в ней преобладают работники материального производства (табл.
3).
Еще одна ее отличительная черта — незначительное представительство специалистов высшей квалификации.
В общей численности работников из ближнего зарубежья они в материальном производстве составили 2,3%, а в непроизводственной сфере — всего 0,9% (инженерно-технические работники вместе с административнотехническим персоналом насчитывали лишь 5—6%).
И это при том, что заявленная предприятиями потребность в них в 1994 г.
выражалась 20%.
Подчеркнем, что на профессиональный состав мигрантов существенное влияние оказывает профиль хозяйственных комплексов экономических регионов, куда направлены основные их потоки.

Так, например, в Западной Сибири ведущими отраслями хозяйства являются нефтяная и газовая промышленность, предприятия которых находятся главным образом на территориях Ямало-Ненецкого и ХантыМансийского автономных округов.
Оттого в общем числе иностранных работников этих округов наибольший удельный вес составляют строители (17,8%), бурильщики (12%), монтажники (10,7%), машинисты (6,8%).
А в Ростовской области преобладают угольщики (84,2%), Краснодарском крае и Московской области (включая Москву) — вновь представители строительных профессий (соответственно 68,2 и 86,5%)1 .
1 Были проанализированы выданные в первом квартале 1995 г.
разрешения на привлечение 18 104 работников из ближнего зарубежья на 117 предприятий и организаций указанных регионов.
67

[стр.,4]

Таблица 2 Распределение трудовой иммиграции по образованию (% к числу опрошенных) Уровень-образования Трудовые Все мигранты из ближнего Начальное 1,1 4,4 Неполное среднее и среднее 35.0 44,6 Среднее специальное 53,1 29,9 Высшее и незаконченое высшее 10,8 21,1 ИТОГО 100,0 100,0 * Рассчитано по [2, с.
62].
Таблица 3 Профессиональная структура трудовых мигрантов (% к числу опрошенных) Группы по профессиям % Строители Занятые в металлообработке Занятые на силовых установках Занятые на транспорте Работники сельского хозяйства Работники шахт ИТР Прочие 34,3 14,7 13,7 11,8 7,8 5,9 2,0 9,8 Приток «рабочих рук» имеет целевой характер и призван решать отдельные производственные задачи.
Однако на фоне «утечки умов» из России за границу современная трудовая иммиграция не компенсирует качественных потерь трудового потенциала страны и предстает фактором экстенсивного развития экономики.
Структура занятости Структура занятости иностранной рабочей силой показывает, фактором укрепления каких производств она выступает.
Пропорции в ее распределении по сферам общественного производства отражают важные экономические последствия миграции, в ряду которых особое значение приобрело соотношение работников, занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, а также в отраслях народного хозяйства
(табл.
4).
От общей численности мигрантов 94,3% занято в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте.
По своим главным потокам трудовая миграция значительно дифференцирована: из Украины и Белоруссии они преимущественно направляются в промышленность — нефтегазовую и угольную; из Молдавии — в сельское хозяйство; из Закавказья, Средней Азии, Казахстана и стран Балтии — на строительные объекты.
Таким образом, трудовые мигранты из этих республик стали дополнительным источником пополнения ведущих народнохозяйственных отраслей.
При этом он играет все большую роль в обеспечении кадрами отдельных предприятий.
Скажем, на некоторых предприятиях Севера укомплектованность иностранными работниками переходит тот порог, после которого ее нельзя не принимать во внимание в качестве условия нормального производственного функционирования.
По свидетельству экспертов, озабоченность в этой связи вызывает тот факт, что без иностранной рабочей силы многие предприятия могут просто остановиться.
68

[Back]