собственности, находился в положении полной зависимости, из-за господства административно-командного стиля отношений и сосредоточения всех экономических рычагов в руках партийно-государственной власти. Тотальное отчуждение советского человека от собственности и его изначально зависимо-подчиненное положение не могло не сказаться отрицательно на характере трудовых мотивов и не могло возместиться внешними стимулами. В условиях экономической несвободы советские люди не могли в достаточной степени реализовать свой духовный потенциал, многие из них трудились не в полную силу. В послевоенный период тип экономически несвободного человека оказался неспособным решать более сложные задачи, выдвинутые научнотехнической революцией. Экономическая несвобода человека обусловила застойные явления в советской экономике и, в конечном счете, ее крах. 1 7 4 |
В 1963 г. реформа вступила в последний этап существования. Произошло полное восстановление централизованных структур управления в совнархозовской системе, а совнархозы объективно превратились в лишнее звено управления. В целом система управления еще сохраняла свою устойчивость. Однако изучение истории совнархозов Российской Федерации обнаруживает невозможность успешного реформирования ее на собственной основе. Никаким резервом здесь она не обладала. Материалы РФ убеждают: сложился слева ситуационный кризис в управлении. Он был шире и глубже кризиса накануне реформы и сопровождался нараставшим массовым недовольством в обществе. Решение о ликвидации совнархозов в 1965 г. обусловливалось неспособностью системы обеспечить оптимальное сочетание отраслевого и территориального принципов в управлении. Приступив к осуществлению экономической реформы, административно-командная система сделала очередной шаг к обнаружению своей полной несостоятельности. Советская экономика не могла существовать без идеолого-психологического воздействия и внеэкономического принуждения. Мотивация трудовой деятельности советского человека была существенно деформирована в связи с диспропорцией внутреннечеловеческих и внешне-общественных импульсов. У Eiero слабо развивались внутренние, имманентно-субъективные мотивации трудовой деятельности из-за того, что он был отлучен от собственности, находился в положении полной зависимости, из-за господства административнокомандного стиля отношений и сосредоточения всех экономических рычагов в руках партийно-государственной власти. Тотальное отчуждение советского человека от собственности и его изначально зависимо-подчиненное положение нс могло не сказаться отрицательно на характере трудовых мотивов и нс могло возместиться внешними стимулами. В условиях экономической несвободы советские люди не могли в достаточной 392 степени реализовать свой духовный потенциал, многие из них трудились не в полную силу. В послевоенный период тип экономически несвободного человека оказался неспособным решать более сложные задачи, выдвинутые научно-технической революцией. Экономическая несвобода человека обусловила застойные явления в советской экономике и, в конечном счете, ее крах. Говоря о проявлении специфики российской истории и западного влияния в экономическом развитии СССР в анализируемый период, отметим следующее: мошная партийно-государственная власть определяла цель, приоритеты и организацию выполнения (вплоть до мелочной опеки исполнителей) реформ; советское государство пыталось идти к рынку, сохраняя свои традиции, подобно тому, как царское правительство пыталось осуществить рыночные реформы и модернизировать экономику, нс меняя содержание традиционной общественной системы; инерционность мышления руководства страны (из-за возможности длительного развития вширь) тяготение к экстенсивным формам прироста продукции (целинная эпопея и т.п.); осуществление руководством страны новых целей и задач преимущественно административными методами; широкое применение моральных и идеологических регуляторов (за успехи в труде награждение орденами, медалями, почетными грамотами, присвоение звания «Ударник коммунистического труда» и т.п.; решение социально-экономических проблем с помощью идеологических средств: печати, радио, телевидения, лекционной пропаганды, устной политической и наглядной агитации, марксистско-ленинского образования); использование в полной мере унаследованной и развитой мессианской идеи, сменившей только свои формы («Москва третий Рим», «СССР в авашарде социального прогресса человечества»); само собой разумелось: для того, чтобы 393 |