Проверяемый текст
Мерцалов, Виктор Иванович; Реформа управления промышленностью и строительством 1957 - 1965 гг. (Диссертация 2001)
[стр. 49]

планировалось направить около 1 млн.' Программа жилищного строительства как центральное звено социальной политики Н.С.
Хрущева оказалась в то время предпочтительней преимущественного насыщения потребительского рынка товарами народного потребления,
которое могло обернуться «проеданием» национального богатства.
Таким образом, политика Г.М.
Маленкова
могла обернуться ранним вариантом застоя.
Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС, новые тенденции в общественно-политической жизни общества в сочетании с давлением накопившихся экономических проблем все это предопределяло курс на ускоренное экономическое развитие, а неполная исчерпанность экстенсивных факторов в экономике задавала уровень глубины и характер направленности вызревавших перемен в управлении.
Сказывалась и внешнеполитическая ситуация.

Венгерские события 1956 г.
обычно рассматриваются как фактор, резко усиливший консерватизм в политике Н.С.
Хрущева.
И это действительно так.
В мае 1958 г.
Н.С.
Хрущев не без основания утверждал, что иначе «мы потеряли бы руководство в партии».
«Я убежден, пояснял он, что если бы Ракоши и другие бывшие венгерские руководители проявили твердость и волю, максимум трех пятерых зачинщиков арестовали, посадили в тюрьму и осудили, то никакой контрреволюции там не было
бы».2 Вместе с тем, венгерские события показывали, что в СССР нельзя было оставлять без достаточных радикальных изменений управление.
Следовало не только властной силой подавить пробуждавшиеся сомнения в преимуществах советского строя, но и на деле продемонстрировать их.
Во второй половине пятидесятых годов
среди факторов, влиявших на характер реформирования системы управления промышленностью, важное значение имела идеология, сформировавшаяся после смерти И.В.
Сталина.

Главным идейным источником реформирования системы управления было 1 Еф имкин М .М .
Рабочие С ибири.
К оне ц 5 0 -х середина 8 0 -х гг.
Н овосибирск, 1990.
С.
73.
: Р ГЛ С И И .
Ф .2 .
О п.
1 .Д .3 1 8 .Л .3 1 .
49
[стр. 102]

102 Одновременно предпринимаемое индустриальное освоение Сибири объективно являлось средством смягчения острых социальных проблем.
Оно разряжало социальную атмосферу в центре страны, давая возможность сотням тысяч молодых людей приложить свой труд на новостройках.
За 1956-1965 гг.
на 987 промышленных объектов страны, объявленных всесоюзными стройками, выехало 1,8 млн.
человек, хотя планировалось направить около 1млн.3 1 Программа жилищного строительства как центральное звено социальной политики Н.С.
Хрущева оказалась в то время предпочтительней преимущественного насыщения потребительского рынка товарами народного потребления,
что могло обернуться «проеданием» национального богатства.
Таким образом, политика Г.М.
Маленкова
в условиях, когда еще не созрела в стране глубокая структурная перестройка, могла обернуться и ранним вариантом застоя.
Тем более, что Г.М.
Маленков, В.М.
Молотов и Л.М.
Каганович, по существу, выступали за то, чтобы осуждение культа личности Сталина не подорвало его «законное право именоваться величайшим продолжателем дела Ленина».5‘ Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде вывело общество из состояния «окостенения», придало ему динамизм, оживило сдерживаемые репрессиями противоречия, обострила их возвращением в общество бывших политических заключенных.
Новые тенденции в общественно-политической жизни общества в сочетании с давлением накопившихся экономических проблем — все это предопределяло
вариант политики, рассчитанной на ускоренное экономическое развитие, а неполная исчерпанность экстенсивных факторов в экономике задавала уровень глубины и характер направленности вызревавших перемен в управлении.
Кроме этого, сказывалась и внешнеполитическая ситуация.
Обычно венгерские события 1956 г.
рассматривают как фактор, который резко усилил консерватизм в политике Н.С.
Хрущева.
Это так.
Не успели после XX съезда про

[стр.,103]

103 звучать негромкие и немногочисленные голоса об ущербности политического советского строя по сравнению с западным, как они были немедленно подавлены.
Н.С.
Хрущев в мае 1958 г.
не без основания утверждал, что иначе «мы потеряли бы руководство в партии.
Я убежден, — пояснял он, — что если бы Ракоши и другие бывшие венгерские руководители проявили твердость и волю, максимум трех — пятерых зачинщиков арестовали, посадили в тюрьму и осудили, то никакой контрреволюции там не было
бы».5 3 Но одновременно венгерские события показывали, что и в СССР нельзя было оставлять управление без достаточных радикальных изменений.
Необходимо было не только властной силой подавить пробуждавшиеся сомнения в преимуществах советского строя, но и на деле продемонстрировать их.
Среди факторов, повлиявших на характер реформирования системы управления промышленностью во второй половине пятидесятых годов, важное значение имела идеология, сформировавшаяся после смерти И.В.
Сталина.

В начале этого периода обозначились три идеологических варианта, содержавшие в себе различные концептуальные установки послевоенного развития советского общества.
Первым среди них был сталинский вариант, предусматривавший постепенный переход СССР к коммунизму.
В отличие от других он выделялся большей разработанностью.
Еще в 1946 г., по решению мартовского Пленума ЦК партии, созданная рабочая группа приступила к разработке новой программы ВКП(б).
Ее проект был написан, но он так и не увидел свет.54 Видимо, работа над проектом новой программы выявила ряд не решенных до конца теоретических проблем.
Не случайно в ноябре 1951 г.
была проведена экономическая дискуссия, по итогам которой И.В.
Сталин написал свою последнюю работу «Экономические проблемы социализма в СССР».
Признавая в общефилософском плане объективный характер законов социализма и достаточно точно описав сложившуюся хозяйственную модель советского общества, включая роль закона стоимости, он сделал вывод о постепенном ограничении «сферы действия товарного обращения».5 5 Впоследствии его преемники оце

[Back]