Проверяемый текст
Плотников, Александр Дмитриевич; Государственная семейная политика в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 115]

61-130115 (2335*3445*2 tin) юных характеризуется усилением дифференциации идейных, нравственных, политических, гражданских позиций.
Растет религиозность молодежи.
В советское время государство всячески отстраняло церковь от нравственного влияния на граждан.
В современной России сложились иные условия.
Церковь играет определенную роль в формировании юных граждан.
Отношение молодежи к религии имеет довольно сложную структуру.
При общем возрастании числа верующих среди молодых людей (32%) выявляется довольно значительная часть (более 50%) не определившихся колеблющихся между верой и неверием,
а также верующих в безликие сверхъестественные силы (45% вера в общение с духами, магию, гадания, колдовство, астрологию).
Но
при всесторонней оценке религия, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место.
Сравнение
ориентаций и действий верующей молодежи с ориентациями и действиями всей молодежи показывает, что в отношении тех и других к сомнительным мирским "развлечениям" и даже к девиантным формам поведения не отмечается принципиальной разницы.
Духовно-нравственная атмосфера современной российской жизни не располагает к развитию духовного потенциала в молодом человеке, к развитию его нравственных качеств.197 Церковь один из важных институтов воспитания.
Министерство образования России высказывается за более активное взаимодействие системы образования и церкви, но, по признанию представителя Министерства, 1QO инициатива исходит только от церкви.
В то же время церковь предпринимает меры к расширению религиозного влияния на молодых людей.
Эти вопросы широко рассматривались в докладе Патриарха Алексия 11 на Архиерейском Соборе в феврале 1997 года, в нем есть раздел «Церковная работа с молодежью».
Подчеркивая великую ответственность церкви за молодежь, Патриарх говорил о необходимости «серьезно продуманной программы, которую могло бы осуществлять Всецерковное православное молодежное движение», спрашивал с тех епархий, в которых не созданы молодежные центры, привлечение молодежи в церковь пущено на самотек.
«Священнику не нужно бояться искать новые методы работы», надо «приходить с проповедью в физкультурную секцию, на ремесленные курсы, в театральную студию, на 199 стадион, на военно-спортивные игры».
Исследователь Т.И.Варзанова приходит к выводу, что «молодежь для церкви важный стратегический ресурс, своего рода "социальный проект XXI 197 См.: Положение молодежи в российской федерации и государственная молодежная политика.
Государственныи доклад / Государственный комитет российской федерации по делам молодежи.
М., 1998.
™ См.: Московский церковный вестник.
1998.
№9.190 См.: Журнал Московской Патриархии.
1997.
№3; Московский церковный вестник.
1998.
№2.
С.4; N89.
115
[стр. 134]

другие, характеризующие смысл социализма.
Среди русской молодежи растет чувство оскорбленног о национального самосознания, которое находит свое выражение в поддержке частью юношества движения национальносоциалистического направления (отделения движения Российского национального единства РНЕ [лидер А.Баркашов] имеются в 350 городах всего пространства бывшего СССР).
*Негативную динамику развития юношества во многом предопределяют разрыв между ценностями власти и ценностями человека.
Власть, государство воспринимаются как чуждые, живущие по своим законам.
Следствие такого отчуждения страх, агрессия, правовой нигилизм.
Только каждый десятый представитель молодежи готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона, в то же время от уплаты налогов уклонялись 15% в возрасте 24-26 лет; каждый третий молодой человек убежден в том, что хороши любые доходы.
* Растет религиозность молодежи, которая имеет довольно сложную структуру.
При общем возрастании числа верующих, среди молодых людей (32%) выявляется довольно значительная часть (более 50%) не определившихся колеблющихся, между верой и не
верой, а также верующих в безликие сверхъестественные силы (45,0%) {вера в общение с духами, магию, гадания, колдовство, астрологию}.
Но
отношение к религии, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место.
Сравнение
ориентации и действий верующей молодежи с общими данными по молодежи показывает, что в отношении к сомнительным мирским ’'развлечениям", и даже к девиантным формам поведения нет принципиальной разницы.
Только у 11,4% верующих вкачестве идеала для подражания выступает духовный наставник.
Проблема криминализации сознания будет более объяснимой, если учесть основные тенденции развития ценностных ориентации молодежи в контексте современных процессов, протекающих в России.
Это не только оценка возможности ее приспособления к условиям быстро формирующегося российского капитализма, становящегося буржуазного общества, но и возможность прогноза относительно перспектив данного конкретного поколения, особенно в современных условиях, характеризующихся кардинальной сменой ценностей.
Ситуация в России на протяжении последних десяти лет во многом соответствует концепции М.
Мид о префигуративной культуре, ориентированной, главным образом, на будущее и особо акцентирующей роль молодежи, которая осваивает складывающийся новый мир во многом самостоятельно, все предметней ощущая еще неясно проявляющиеся и обращенные к ней объективные по своему характеру требования.
В таких условиях непосредственный, если так можно сказать, инструментальный ценностный опыт старших поколений оказывается во многом бесполезным.

[Back]