61-130116 (2333x3445x2 tin) века"».200 Вместе с тем следует сделать вывод и о том, что церковь является важным ресурсом нравственного воспитанию молодого поколения россиян. Социологические исследования 1990-1991 годов показывали, что в возрастной группе 18-24 лет верили в Бога 22%, верили в сверхъестественные силы, колебались между верой и безверием 40%; в возрастной группе 25-30 лет соответственно 19 и 38%. Это на порядок меньше, чем в среде людей предпенсионного возраста и пенсионеров 42-54%. Такие же показатели были выявлены Центром социологических исследований Министерства обороны РФ (1992-1993 годы) считали себя верующими 18-20% респондентов, колеблющимися 29-30%, неверующими 30%, атеистами 5-7%. Более высокими были эти показатели в студенческой среде (исследования 1994 года) доля верующих в Бога и сверхъестественные силы составила по 30%, колеблющихся между верой и неверием -10%, атеистов 15%, безразличны к религии 12%. Легализация церкви обусловило приобщение к Богу значительной части молодежи, в большинстве своем это верующие «вообще», не в состоянии отличить христианскую (православную, католическую, протестантскую) веру от сект, наносящих нравственный и физический вред. Число истинно верующих не увеличивается,хотя и имеет тенденцию возрастания количества лип, совершающих религиозные обряды. В настоящее время действуют около 15 тысяч приходов, под их патронажем находятся воскресные школы, в которых ученики и взрослые приобщаются к слову Божию, изучают Библию и другие священные книги православного христианства. В 1993 году в Москве насчитывалось 70 воскресных школ, 17 православных лицеев и гимназий, 3 православных детских сада, православные детские группы в ряде детских садов. Расширяется православное молодежное движение, преследующее две цели объединение молодых христиан и содействие тем молодым людям, которые еще не обрели веру, найти дорогу к храму.201 На базе проведенного исследования и опубликованных результатов исторических и социологических исследований можно обобщенно представить характерные для юных граждан основные ценностные позиции.202 Резкое и многообразное расслоение в юной среде по новым основаниям бедныебогатые, коренные-мигранты, наши-чужие, элита "плебс", лидеры аутсайдеры, счастливчики отверженные, демократы национал-патриоты и 200 См.: Варганова Т.И. Молодежь как социальный ресурс церкви // Молодежь и общество на оубеже веков.Ч.1. М., 1998. С.10. См.: Королев А.А. Русская Православная церковь и молодежь// Молодежь в условиях коиэиса. М.-СПб., 1995. С. 177-178. См.: Ценностный мир современного студента / Под ред. В.Т.Лисовского и Н.С.Слепцова. М.: Молода» гвардия, 1992. Гл.1; 1Созлов А.А. Молодежь и студенчество в судьбе обновленной России. М., 1992: Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М.Ильинского и А.В.Шаронова. М., 1993. Гл.1Х; Молодежный экстремизм. СПб., 1996. и др. опубликованные материалы исследований российских исследовательских коллективов. 116 |
По мнению одного из известных социологов по молодежной проблематике В.И.Чупрова, концепция ММида в целом "правильно схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивая, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и обратно: молодежная интерпретация современной ситуации и культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение".25 Но здесь необходим учет российской специфики. Так, М. Мид, объективно определяя малую полезность опыта старших поколений в подобных условиях, выводит значимость молодежной контркультуры и студенческих волнений. Однако, исследования петербургских социологов показывают, что экстремистский потенциал молодежи после 1993 -1994 годов существенно снизился, а их энергия сконцентрировалась на личном жизнеобустстройствс.26 Стабилизационные тенденции (к числу которых можно отнести и такое ненормальное с точки зрения классической экономики и политологии, но объективно утвердившееся повсеместно явление, как теневая экономика) в значительной степени способствовали локализации конт-культурного синдрома и снижению его влияния на молодежь. Проведенные исследования позволяют представить основные ценностные позиции (тенденции), характерные для современной молодежи. Во1-х, нашедшее в основном адекватное, хотя и не без противоречий, отражение в сознании большинства молодых людей резкое и многообразное расслоение по иным основаниям, нежели в советский период (бедныебогатые, коренные-мигранты, наши-чужие, элита "плебс", лидеры аутсайдеры, счастливчики отверженные, демократы -национал-патриоты и т.д.). Одновременно с расслоением идет процесс ценностного осознания своей принадлежности к какой-либо группе, страте, как в любом разделенном обществе. Во-2-х, рост понимания молодыми людьми себя, как самоценности, а также своих прав и их неотчуждаемости. В-З-х, повышение, начиная с середины 1980-х годов роли приватных, личных жизненных ценностей (семья, как ключевая ценность, материальная обеспеченность, удачный брак, здоровые дети, жилище, автомобиль и т.д.) при снижении общественно-значимых ценностей (приносить пользу обществу, быть нужным людям и т.д.). ЕЗ-4-х, резкое повышение веса индивидуализма, 25См.: Чупров В.И. Диалектика преемственности поколений //Социология молодежи. СПб., 1996.С.116-117. 2,См.: Молодежный экстремизм. Спб., 1996. Гл.2,4. 2' См.: Ценностный мир современного студента / Под. рсд. В.Т.Лисовского и Н.С.Слеицова. М : Молодая гвардия, 1992. Гл.1; Козлов А.А. Молодежь и студенчество в судьбе обновленной России. М . 1992; Молодежь России: тенденции, перспективы / Под сед. ИМ.Ильинского и А.В.Шаронова. М., 1993. ГлЛХ; Молодежный экстремизм. СПб., 1996. и др. опубликованные материалы исследований российских исследовательских коллективов. |