Первые частные школы в России возникли в IX веке вместе с созданием Киевской Руси. Одна из них была создана Ярославом Мудрым в Новгороде для детей старост и духовных лиц с целью получения простейших основ знаний. В этот период был организован целый рад других школ, которые готовили обучающихся на платной основе для последующей церковной и государственной службы. Важно отметить, что выпускниками школ подобного типа были такие известные деятели древней культуры, как Владимир Мономах, Всеволод Ярославну, Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл и др. Однако это были лишь отдельные фрагменты формирования основ обучения в Древнерусском государстве. Многие исследователи того периода исчч> рии отмечали, что до X V века в России светского образования практически не существовало. Недостаток школ русский народ сам начинал восполнять в некоторой степени домашним обучением детей грамоте при помощи частных учителей —«мастеров грамоты». «Мастера грамоты» это достаточно характерное явлетге для развития обучения на Руси в XII XV веках, когда ни церковь, ни государственная власть не открывали достаточного количества школ и когда люди вынуждены были проявить инициативу для удовлетворения потребности в элементарных знаниях.1 Исследование показало, что с момента своего зарождения государственная и частная (негосударственная) школы существовали и развивались параллельно.2 Главными центрами обучения грамоте до XVIII века были монастыри. Духовенство являлось основным носителем и распространителем знаний на Руси с древких времен и заботилось, главным образом, о подготовке грамотных людей, которых можно было бы сделать священниками, и «нисколько не заботилось о грамотности населения»3. Гений Петра Великого вызвал невиданное развитие высшего образования. Оно в то время основывалось только на государственной базе. Тем не менее, появление университетов в обеих столицах явилось началом развития Российской высшей школы. В их ведение были отданы частные пансионы; от них же получали право практики все домашние учителя в соответствии с указом от 29 апреля 1757 года «О свидетельствовании в университете домашних учителей и содержателей школ». 1Соболевский А.И. Образованность Московской Е’уси 15—17 века. СПб., 1892. С. 21. 2Солоиииын В.А. Негосударственное высшее образование а России М., 1998. С. 16 ! ? . 3 Очерки историк школы и педагогической мысли народов СССР с дреннейших времен до конца 17 века М., №9. С. 47, 19 |
Федерации (с конца X X века и по настоящее время). Рассмотрим подробнее содержание каждого из представленных вдиссертации этапов. Первые частные школы в России возникли в IX веке вместе с созданием Киевской Руси. Одна из первых школ создана Ярославо.м Мудрым в Новгороде для обучения детей старост и духовных лиц простейшим основам знаний. В этот период был организован целый ряд других школ, которые готовили обучающихся на платной основе для последующей церковной и государственной службы. Важно отметить, что выпускниками школ подобного типа были такие известные деятели древнерусской культуры, как Владимир Моио.мах, Всеволод Ярославович, Ярослав Мудрый, Ярослав Осно.мысл и др. В богатых и состоятельных семьях доступ к образовательным услугам имели представительницы женского пола. Так, черниговская княжна Ефросинья «была умна киижно.му писанию» и сама писала книги для детей'. Анализ древнерусских источников позволил выявить следующие первоначальные тенденции: данные факты были лишь отдельными формами образования в Древнерусском государстве; до X V века в России не существовало светского образования; представители различных общественных слоев испытывали острую потребность в гра.мотности и знаниях, необходимых для мирной и военной деятельности; детей русского народа обучали частные учителя «мастера грамоты», которые стали основоположниками платных образовательных услуг; государственная и частная (негосударственная) школы развивались параллельно, в тесной связи и др. Как показал проведенный историко-педагогический анализ, значительное распространение и развитие просвещения на Руси началось с середины X V века. В этот период массового создания частных школ усиливался контроль со стороны правящей верхушки над образованием на пред.мет борьбы с инакомыслием и охраны церковных устоев. По мнению Новгородского архиепископа Геннадия, «мирские училища» ничему не учат, а только «речь портят». Вместе с тем многие частные школы подрывали обозначившуюся в этот период монополию церкви на образование. Са.м же Геннадий при своем доме организовал частную школу, которая успешно просуществовала длительное время^. 15 ' См.; Ш ульгин B .C ., Кошман Л .В ., Зенина М .Р. Культура России IX -X X вв. —М ., 1996. С. 23. ^ См.: Солоницын В .А . Негосударственное высшее образование в Р о ссии .-С . 17. |