3.2. Совершенствование методов и форм воспитания женщинвоеннослужащих в интересах боеспособности внутренних войск. Исходным положением при разработке оптимальных методов и форм профессионального воспитания женщин-военнослужащих в интересах внутренних войск выступает понимание личности женщины как индивида, включенную в общую систему общественных связей и отношений, регулирующей социальный опыт, нормы и формы гендерного взаимодействия. Сформированные в ходе гендерного взаимодействия стереотипы и модели межполового общения трансформируются в рефлексивную гендерную позицию, систему жизненных приоритетов в понимании роли мужчин и женщин в обществе и профессиональной среде, направленность ценностно-мотивационной сферы профессионального сознания. При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание женщин-военнослужащих учитывалась специфика их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенность самопрезентационных моделей в межличностном общении с мужчинами. Исходя из этого и принимая во внимание положение андрогогики1 о том, что большинство женщин приходят в профессиональные воинские коллективы уже сформировавшимися личностями, задача профессионального воспитания состоит в том, чтобы скорректировать профессиональную деятельность и отношение к ней с точки зрения интересов внутренних войск. В связи с этим, воспитывающие факторы военной службы в большей степени корректно направляют, совершенствуют профессиональные качества нежели заново их формируют. При этом в организации педагогического процесса в ходе профессионального воспитания женщин-военнослужащих предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект 139 1Андрогогика (от греч. Androg взрослый)педагогика взрослых. |
§ 3. Оптимизация .метилов и форм профессионального воспитания военнослужащих-жепщии в интересах военной службы Исходным положением при разработке оптимальных методов и форм профессионального воспитания военнослужащих-женщип в интересах военной службы выступает понимание личности женщины как индивида, включенного в общую систему общественных связей и отношений, регулирующей социальный опыт, нормы и формы гендерного взаимодействия. Сформированные в ходе гендерного взаимодействия стереотипы и модели межполового общения трансформируются в рефлексивную гендерную позицию, систему жизненных приоритетов в понимании роли мужчин и женщин в обществе и профессиональной среде, направленность ценностно-мотивационной сферы профессионального сознания. При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих-женщин учитывалась специфика их мышления1 . направленность ценностных ориентаций, особенность самопрезентационных моделей в межличностном общении с мужчинами. В этой связи В.М. Хвостов, анализируя специфику воспитания мужчин и женщин, отмечал, что в процессе социогюлового воспитания «следует воспитывать человеческую личность, а не представителя определенного иола...»2. Вместе с тем, он не отрицал, что к воспитанию мужчин и женщин необходимо искать свои, специфические способы и методы, основанные на особенностях процесса социализации мужчин и женщин в социокультурной среде. «Признавая оба пола равноценными, я вовсе не желал бы, чтобы воспитание и образование ставило своей задачей нивелировать те различия, которые между ними существуют... Различия в 1Как показали гендерные исследования последних лет, в ходе профессиональной деятельности женщин необходимо использовать их интуицию и способность «предощущать» последующие события. По данным кандидата педагогических наук И.А. Воронова, занимающегося психологической подготовкой женщин-космонавтов, врожденную способность предугадывать события за счет своей выраженной природной интуиции имеют не более 20 % людей на земле. Причем 80 % из них женщины. И.А. Воронов в ходе своих исследований доказал, что это качество можно развивать, придавая ему необходимую профессиональную направленность. Как показали исследования, ктакому обучению, в отличие от женщин, способны лишь 15 % мужчин (См.: Воронов И.А. Тайна 72-х воинских искусств Русского «Апокалипсиса». СПб.: Атон, 1998. С. 141). JХвостов В.М. Женшина и человеческое достоинство. М., 1905. С.67. 362 определении воспитательных мер, обусловленных ... неодинаковым темпом духовного развития того или другого пола, конечно, должны быть, замечал он, по в принципе, их воспитание и образование должно определяться стремлением помочь выработке всесторонне развитой и гармоничной личности, которая была бы восприимчива к тому, что люди называют культурными ценностями...»1. При этом В.М. Хвостов обращал внимание на то, что во время совместного обучения представителей разных полов соревнование начинается чаще со сто* роны женщин, «которые вообще самолюбивее мужчин»1 2. Учитывая, что воснно-профессионалыюс воспитание женщин имеет выраженную прикладную направленность в отношении воинской деятельности, технологии педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими ■задачами военной службы, а с другой, спецификой воинской специализации конкретной типологической группы военнослужащих-женщин. Ж.-Ж. Руссо в «Эмили, или О воспитании» подчеркивал, что «воспитание женщин должно носить практический характер»34 . Исходя из этого, принимая во внимание положения андрогогики1 1о том, что большинство женщин приходят в профессиональные воинские коллективы уже сформировавшимися личностями, задача профессионального воспитания состоит в том, чтобы «постараться убрать или ослабить дефекты полученного материала» с точки зрения интересов военной службы. 1 3 связи с этим, воспитывающие факторы военной службы в большей степени «работают над человеком», «полируют» его, (К.Д. Ушинский) нежели заново формируют5. При этом в организации педагогического процесса в ходе профессионального воспитания военнослужащих-женщин предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъектсубъектных отношений офицеров-руководителей и подчиненных, а не методам прямого педагогического воздействия на них. Проведенное исследование позволило установить, что основная цель профессионального воспитания военнослужащих-женщин это формирование 1Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство. ОС.67. 4Там же. С.69. ’ Цит. по: Бауманн Ю. Введение в педагогику. СПб., 1905. С.54. 4Анлрогогика (от греч. androg. взрослый ) педагогика взрослых. 5Школа Левицкой. •СПб., 1911.С.64. |