психологическое воздействие на воинов-мужчин. Некоторые из них даже возглавляли воинские формирования. В работе «О происхождении германцев и местоположении Германии» отмечается, что «неоднократно дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться женщины»1 Это свидетельствует о том, что уже в то далекое время женщины-воины занимались целенаправленным самовоспитанием, позволяющим вырабатывать у себя необходимые морально-боевые профессионально важные качества: стойкость, отвагу, мужество, смелость и взаимовыручку. Сам факт появления женщин на поле боя часто оказывал на войска противника большое психологическое давление. Римский историк Тацит (ок.58-117гг. н.э.) в «Анналах» описывает кельтское войско, противостоящее римлянам. В его составе было много воинов-женщин. И это настолько сильно потрясло римских солдат, что они, впервые столкнувшись с женщинами в бою, «словно окаменев, подставляли свои неподвижные тела под сыплющиеся на них удары».2 Кроме того, нахождение во время военных походов рядом с мужчинами их женщин по мнению Томаса Мора являлось «предпосылкой высокой боеспособности армии».3 На аналогичную тенденцию указывали и при ведении оборонительных боев: «Во время осады женатые солдаты выглядят более предпочтительно и готовы выполнять обязанности более тщательно, нежели холостяки» свидетельствовал очевидец военной организации феодальной эпохи.4 Известный древнегреческий историк Ксенофат (ок. 430-355гг. до н.э.)5 который в 401 году до н.э. руководил отступлением 10 тыс. наемников от Вавилона к Трапезунду, описывал в «Греческой истории» 1Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Сочинение в 2 т. Л. Наука, 1969г. -т.1, С.356. 2Тацит Корнелий. Анналы // Указ. соч. т.1 -С.265. 3Mop Т. Утопия / / Утопический роман 16 -17 веков-М .: Худ. Лит. 1971 С.123. 4Понуждаев Э.А. Социально-философские проблемы адаптации женщины к военно-авиационной деятельности. М. ГАВС, 1998 С.10. |
3 1 бытового обеспечения воинов «обозными женшинами» в феодальном обществе, частичного участия женщин в профессиональной воинской деятельности в ходе индустриального (капиталистическою) этапа к позициям эгалитарного подхода1в военно-профессиональной деятельности женщин в современных условиях1 23 . В греческой культуре мы находим первые факты научной постановки гендерных проблем воинской деятельности. Так, Платон (427-347 гг. до н.э.) отмечал важность присутствия на поле брани близких по духу для мужчин женщин как средство психологической поддержки. Он утверждал, что на глазах у любимых, воин будет неспособен отступить, проявить малодушие и тем более покинуть поле сражение \ Платоном также обосновывалось необходимость дифференцированною подхода к учету природных задатков человека в общественно-полезной деятельности независимо от половой принадлежности: «А разве иная женщина не имеет способностей к ... военному делу, тогда как другая совсем не воинственна?»4 . Исходя их этого, Платон не только допускает, но и считает необходимым совместную воинскую деятельность мужчин и женщин, чтобы «они вместе стояли на страже государства, раз они на это способны»5 . В письменных источниках древних цивилизаций Греции, Индии и Рима упоминается о том, что у кельтов, германцев, сарматов и иных индоевропейских народов женщины не только выполняли функции материально-бытового сопровождения и сексуальных услуг, но и непосредственно участвовали в боевых действиях, оказывая целенаправленное морально-психологическое воздействие на воинов-мужчин. Некоторые из них даже возглавляли воинские формирования. В работе «О происхождении германцев и местоположении Германии» отмечается, что «неоднократно дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рас1Эгалитаризм (от франц. egalite равенство) совокупность взглядов, отражающих равенство мужчин и женщин в определении условий и специфики социальной и профессиональной самореализации и развития личности. 2 См.: Понуждаев Э.Л. Феминизация общества и армии: сущность, содержание, социальный механизм. Монино: ВВА им. Ю.Л.Гагарина. 1999.-С.131. 3См.: Платон Избр. диалоги. М., 1965. С. 130. 4Платон. Государство // Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1 9 7 1 Т.З. 4.1 -C.25I. 5Там же. С.252. 32 сеяться женщины»* 1. Это свидетельствует о том, что уже в то далекое время женщины-воины занимались целенаправленным профессиональным самовоспитанием, позволяющим вырабатывать у себя необходимые морально-боевые профессионально важные качества: стойкость, отвагу, мужество, смелость и взаимовыручку. Сам факт появления женщин на поле боя часто оказывал на войска противника большое психологическое давление. Римский историк Тацит (ок.58-117 гг. пт.) в «Анналах» описывает кельтское войско, противостоящее римлянам. В его составе было много воипов-женщин. И это настолько сильно потрясло римских солдат, что они, впервые столкнувшись с женщинами в бою, «словно окаменев, подставляли свои неподвижные тела под сыплющиеся на них удары»2. Кроме того, нахождение во время военных походов рядом с мужчинами их жен по мнению Томаса Мора являлось «предпосылкой высокой боеспособности армии»3. На аналогичную тенденцию указывали и при ведении оборонительных боев: «Во время осады женатые солдаты выглядят более предпочтительно и готовы выполнять обязанности более тщательно, нежели холостяки» свидетельствовал очевидец военной организации феодальной эпохи4. Известный древнегреческий историк Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до п.з.), который в 401 г. до н.э. руководил отступлением 10 тыс. наемников от Вавилона к Трапезунду, описывал в «Греческой истории» военный лагерь, сообщая, что «в нем было мною подруг»5. По свидетельству С. Энло, «тысячи женщин, являясь солдатскими женами, выступали в военных походах поварами, заготовителями 1Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Соч.: В 2 т. Л.: Наука, 1969.-Т .1 .С.357. 1Тацит Корнелий. Анналы // Укап. соч. Т.1. С.265. ’Мор Г. Утопия // Утопический роман XVI-XVH веков. М. : Худ. литература, J971. С. 123. 1 См.: Понуждаев О.А. Социально-философские проблемы адаптации женщины к военноавиационной деятельности. М.: ГАВС, 1998. С 10. *Ксенофонт. Лнабазис // Поли. собр. соч.: В 5 ч .-4.1.СПб.: Издание кн. магазина П.В. Луковкикова, 1887. С.115. |