«...потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют, и платье на них мыть...».1Позднее, в 1869 г. утверждается устав для госпиталей военного ведомства, где отмечено: «...для ухода за больными воинскими чинами ... назначаются сестры милосердия по согласованию с обществами, при которых они состоят. Их права и обязанности определяются особым Положением».2 В 1873 г. сестры, состоявшие в штатах госпиталей, приказами по военному ведомству приравнивались к офицерскому составу в пользовании помещениями, питанием и бытовыми услугами.3 Уже тогда в их среде культивировались такие понятия, как патриотизм, честь, сострадание, воинский долг, дисциплинированность и др. Главное внимание в их воспитании уделялось формированию и развитию профессиональной ответственности и профессиональному самосовершенствованию. Особым периодом военного воспитания женщин в Российских воинских формированиях стала Отечественная война 1812 г. Охваченные патриотическим порывом, многие женщины делали все возможное для защиты Отечества. В один ряд с именами Дениса Давыдова и его партизан война поставила имена жены сельского старосты Василисы Кожиной и Прасковьи-кружевницы, возглавившей партизанский отряд в 60 человек. Обе героини были награждены императором серебряными медалями, и их имена приобрели культовое значение как символ патриотического служения женщин своему Отечеству. Учитывая патриотический порыв русских женщин, 12 ноября 1812 г. жена Александра 1 Елизавета Алексеевна учредила в Петербурге Общество патриотических дам, главной целью которого стала забота о девочках, пострадавших от войны. В этот период основой процесса воспитания в военно-учебных заведениях России, его ведущей составной частью было нравственное 1Устав воинский. 1716г. СПб, 1777г.-С.148. 2 Положение о постоянных военных госпиталях СПб 1869г. С.209. 5 Иванова Ю.Н. Женщины России в войнах Отечества С.ЗО. |
50 женщине». Военно-профессиональное воспитание женщин своей дружины Ольга осуществляла прежде всего личным примером, методами тренировки и поощрения 1 . Проведенный историко-педагогический анализ показал, что женщижлвоительницы древней Руси обладали достаточно развитыми воинскими качествами, которые систематически совершенствовались в ходе специальной подготовки. При этом важное значение уделялось морально-психологической стойкости женщин. Так, В.И. Немирович-Данченко в книге «О русских женщинах» пишет о том, что «первобытные славянки неожиданно пугали врагов во время боя, неистово, с мечами в руках врываясь между сражающимися»1 2. Целенаправленное применение труда женщин в воинской деятельности началось в России при Петре I в рамках работы военных госпиталей. В Уставе воинском 1716 г. (глава 34) было предписано: «...потребно всегда при десяти больных бы гь для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют, и платье на них мыть...»3. Позднее, в 1869 г. утверждается устав для госпиталей военного ведомства, где отмечено: « ...для ухода за больными воинскими чинами ... назначаются сестры милосердия по согласованию с обществами, при которых они состоят. Их права и обязанности определяются особым Положением»4. В 1873 г. сестры, состоявшие в штатах госпиталей, приказами по военному ведомст ву приравнивались к офицерскому составу в пользовании помещениями, питанием и бытовыми услугами5. Уже тогда в их среде культивировались такие понятия, как патриотизм, честь, сострадание, воинский долг, дисциплинированность и др. Главное внимание в их военпо* профессиональном воспитании уделялось формированию и развитию профессиональной ответственности и профессиональному самосовершенствованию. 1Немирович-Данченко В.И. О русских женщинах. М.. 1965. С.656. 2 Пит. по: Женщина. Ке жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / Соч. А.Ф.Швейгер-Лерхенфельд. СПб., 1885 (Приложение: Немирович-Данченко В.И. О русских женщинах. С.655). 1 Устав воинский. 1716 г. СПб., 1777. С. 148. 4 См.: Положение о постоянных военных госпиталях. -СПб.. 1869. С.209. " Иванова Ю Н. Женщины России в войнах Отечества. С.30. До середины XIX в. женщины России нс принимали активного участия в боевых действиях и не носили оружия. Однако определенный первичный опыт воспитания женщин в военной среде имелся и в XVIII в Гак, в 1787 г., к визиту Екатерины II в Таврию, в Балаклаво-греческом батальоне генерала Чанони по приказанию светлейшего князя Г. Потемкина была сформирована «амазонская конная рота благородных жен и дочерей господ офицеров в числе 100 особ», которой командовала Елена Ивановна Сарандова1 . Все амазонки имели ружья «при трех патронах пороху». С ними ежедневно проводились занятия по строевой подготовке (плац-экзерцииии) и ориентировке на местности. Проведенный императрицей смотр показал «исправный вид девиц» и Екатерина пожаловала Е.Сарандовой бриллиантовый перстень. Однако в связи с тем, что формирование роты носило скорее экзотический, чем военный характер, она, просуществовав всего два месяца, после визита императрицы была расформирована. Особым периодом военно-профессионального воспитания женщин в российских воинских формированиях стала Отечественная война 1812 г. Охваченные назриотическим порывом, многие женщины делали все возможное для защиты Отечества. В один ряд с именами Дениса Давыдова и его партизан война поставила имена жены сельского старосты Василисы Кожиной и Прасковьи-кружевнииы, возглавившей партизанский отряд в 60 человек. Обе героини были награждены императором серебряными медалями, и их имена приобрели культовое значение как символ патриотического служения женщин своему Отечеству. Учитывая патриотический порыв русских женщин, i2 ноября 1812 г. жена Александра 1Елизавета Алексеевна учредила в Петербурге Общество патриотических дам, главной целью которого стана забота о девочках, пострадавших от войны. В этот период основой процесса воспитания в военно-учебных заведениях России, его ведущей составной частью было нравственное воспитание, результаты которого сформированные профессионально-этические качества и нормы пове1Форм?, амазонок состояла из юбки малинового бархата, отороченной золотым галуном и такой же бахромой. Куртка была зеленого бархата с обшитым золотым галуном. Костюм дополнял белый тюрбан с золотыми блестками и «страусовым пером» (См.: Армия и куль тура. •• 1993. №3. С.21-23). |