экспериментальной работы по формированию профессионального сознания женщин-военнослужащих. Руководствуясь методологическим положением Ф.Бенеке о взаимосвязи ощущений и профессиональных понятий1 , а также опытом работы офицеров Академии психологической обороны ФРГ, по воздействию на эмоции военнослужащих бундесвера средствами музыки и искусства2, на основе методов синемалогии (от cinema кино) (Методы синемалогии основаны на включенности внутренних бессознательных ассоциативных образов, извлекаемых из психики женщинвоеннослужащих в процессе профессионального воспитания после просмотра (воспоминания) специально подобранных в педагогических целях художественных и документальных фильмов соответствующей гендерной тематики) и музыкотерапии3 была сформирована модель эмоционально-образного воздействия на профессиональное сознание женщин-военнослужащих с использованием ассоциативных образов художественных фильмов («А зори здесь тихие...», «В бой идут одни старики», «Офицеры», «На всю оставшуюся жизнь», «Солдат Джейн», «Московская сага», «Дети Арбата», «Благословите женщину» и др.). Женщины-военнослужащие экспериментальной группы перед заступлением на боевое дежурство в течении 15 минут проходили через процедуру эмоционально-образной регуляции их сознания. Затем психолог воинской части осуществлял их комплексную подготовку по традиционной методике. При проведении научного анализа по выявлению развития гендерной культуры офицеров-руководителей для проведения соответствующих замеров были определены ее следующие уровни: 1Бенеке Ф.Э. Руководство к воспитанию и учению/Пер.с нем. Н.Х.Весселя. СПб., 1S72. С.45. 2Лямзин М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) вузов: история, теория, праетика. —М.: ВУ, 1997. -С.71. 3Коджаспнров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, |
226 мента было взято положение II.Я. Гальперина о влиянии профессиональной деятельности на изменение мышления и поведения1 . В экспериментальной группе военнослужащих-женщин проходило выявление таких способное гей, которые бы можно было максимально использовать для профессионального воспитания в рамках их продуктивных действий. Главный смысл методической стороны педагогического влияния на процесс профессионального воспитания военнослужащих-женщин в ходе экспериментальной работы заключался в оптимальном сочетании эмоциональнообразного и рационально-логического компонентов педагогического воздействия на структурные элементы профессионального сознания военнослужащихженшин. При этом эмоционально-образный компонент педагогического влияния на профессиональную воспитанность военнослужащих-женщин являлся одним из основных в организации экспериментальной работы по формированию профессионального сознания военнослужащих-женщин. Руководствуясь методологическим положением Ф. Бенеке о взаимосвязи ощущений и профессиональных понятий2, а также опытом работы офицеров Академии психологической обороны ФРГ по воздействию на эмоции военнослужащих бундесвера средствами музыки и искусства3, на основе методов синемалогии (от cinema кино)4 и музотерапии5была сформирована модель эмоционально-образного воздействия на профессиональное сознание военнослужащих-женшин с использованием ассоциативных образов художественных фильмов («А зори здесь тихие ...», «В бой идут одни старики», «Офице-1 1 См.: Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действии // Психологическая наука в СССР М., 1959. -Т .1. С.34-49. ‘ См. Бенеке Ф.Э. Руководство к воспитанию и учению / Пер. с нем. Н.Х.Весселя. СПб., 1872. САЗ. J См.: Лямзин М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) вузов: история. теория, практика. М : ВУ, 1997. С.71. J Методы синемалогии основаны на включенности внутренних бессознательных ассоциативных образов, извлекаемых из психики военнослужаших-женщин в процессе профессионального воспитания после просмотра (воспоминания) специально подобранных в педагогических целях художественных и документальных фильмов соответствующей гендерной тематики. ? См. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. ры», «На всю оставшуюся жизнь», «Солдат Джейн» и др.). Алгоритм включенности эмоционально-психологического компонента в ход экспериментальной работы представлен в приложении № 45. Военнослужащие-женщины экспериментальной группы перед началом комплексной подготовки к заступлению на боевое дежурство в течении 15 мин. проходили через процедуру эмоциональнообразной регуляции их сознания. Затем специалисты различных направлений па учебных боевых постах осуществляли их комплексную подготовку непосредственно в учебных классах по традиционной методике. При проведении научного анализа по выявлению развития гендерной культуры офицеров-руководителей для проведения соответствующих замеров были определены ее следующие уровни (по Н.В.Кузьминой): 1) репродуктивный (минимальный) умение внедрять в профессиональное сознание военнослужащих-женщин основные ценности военной службы и адекватные модели гендерного поведения в военно-профессиональной среде; 2) адаптивный (низкий) —умение организовывать работу по адаптации женщин к условиям воинской деятельности и специфике выполняемых cj)ужебf1ых обязанностей; 3) локально-моделирующий (средний) ■умение моделировать различные ситуации профессиональной деятельности военнослужащих-женщин и вносить в них элементы управляющего педагогического влияния; 4) системно-моделирующий (высокий) умение формировать и развивать профессионально важные качества военнослужащих-женшин, необходимые для успешного решения служебных задач но профессиональному предназначению методиками превращения процесса профессионального воспитания в средство формирования личности военнослужащих-женщин в военного профессионала. Основные характеристики формирующего эксперимента представлены в таблице 3.1.1. Он включал в себя следующие этапы (см. рис.3.1.1): |