75 стремилось сблизиться со своими европейскими соседями, но тяготело по образу жизни к азиатскому миру5. Поэтому важным системным элементом анализа трансформационных процессов в современной России может стать теория евразийства (Н. Савицкий, Н. Трубецкой, Л. Гумилев и др.). Евразийцы полагали, что Россия это Евразия, а не только Европа. Следствием данного географического фактора можно считать и этнический состав населения страны, в который, наряду со славянами, входят тюркские и ряд других неевропейских народов. Этой реальности не соответствовала ориентация властных элит России исключительно на Европу6. Много лет назад Ю.М. Лотман высказал интересную мысль: евразийство формировалось «по западную сторону границы, отделявшей оседлую европейскую цивилизацию от великой степи, и по восточную сторону от конфессиональной границы, разделявшей истинное и еретическое христианство. Русь одновременно осознавала себя и центром мира, и его периферией, одновременно ориентировалась на изоляцию и интеграцию»7. В современной литературе получила распространение точка зрения, согласно которой теория евразийства может содействовать решению вопроса относительно характера происходящих в российском обществе перемен: означают ли они движение в направлении вестернизации, преодоления этакратизма или формирования особой социальной реальности8. В настоящееI время, по мнению политических аналитиков, именно Евразия является осевым регионом мировой политики9. Идея евразийства в настоящих условиях это способ на различных основаниях сплотить евразийское пространство, срединная идеология между славянофильством и 5 Мир России. Евразия. Антология. М., 1995; Русский узел евразийства: Восток в русской мысли: Сб. трудов евразийцев. М., 2005. 6 Русский узел евразийства: Восток в русской мысли: Сб. трудов евразийцев. М., 2005; Гумилев JI.M. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993. 7 Лотман Ю. Труды по знаковым системам. Тарту, 1972. Вып. 15. С. 5-6. 8 Пастухов В.Б. Посткоммунизм как логическая фаза развития евразийской цивилизации // Полис. 2008. № 5-6. 9 Скворцов Л.В. Осевая связь России и Западной Европы: глобальное значение евразийского равновесия // Развитие интеграционных процессов вЕвропе и России. М., 2007. С. 67. |
рассредоточение населения на огромных пространствах и изначально слабые связи между территориальными общностями; исключительная значимость борьбы за выживание в условиях сурового северного климата; многовековой процесс собирания земель, т.е. экстенсивный рост на протяжении примерно шестисот лет. Постоянная территориальная экспансия требовала государственности в форме самовластия и милитаризации страны, а как следствие огромного напряжения народных сил. Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому 7А миру . Поэтому важным системным элементом анализа трансформационных процессов в современной России может стать теория евразийства (Н. Савицкий, Н. Трубецкой, Л. Гумилев и др.). Евразийцы полагали, что Россия это Евразия, а не только Европа. Следствием данного географического фактора явился этнический состав населения страны, в который, наряду со славянами, входят тюркские и другие неевропейские народы. Этой реальности не соответствовала ориентация верхнего класса 77 России исключительно на Европу . Много лет назад Ю. М. Лотман высказал интересную мысль: евразийство формировалось «по западную сторону границы, отделявшей оседлую европейскую цивилизацию от великой степи, и по восточную сторону от конфессиональной границы, разделявшей истинное и еретическое христианство. Русь одновременно осознавала себя и центром мира, и его периферией, одновременно ориентировалась на изоляцию и интеграцию» . В современной литературе получила 76 Мир России. Евразия. Антология. М., 1995; Русский узел евразийства: Восток в русской мысли. М., 1997. 77 Гумилев Л. М. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993. П О Лотман Ю. Труды по знаковым системам. Тарту, 1972. Вып. 15. 94 распространение точка зрения, что теория евразийства может содействовать решению вопроса относительно характера происходящих в российском обществе перемен: означают ли они движение в направлении вестернизации, преодоления этакратизма или формирования особой социальной реальности . В настоящее время, по мнению политических аналитиков, именно Евразия является осевым регионом мировой политики . Идея евразийства в настоящих условиях это способ на различных основаниях сплотить евразийское пространство, срединная идеология между славянофильством и западничеством, духовная форма противодействия национализму, поиск плюрализма взаимодополняющих и 81 взаимообогащающих культур . Специфика правового поведения и правовой культуры россиянина во многом определяется системоцентристским характером российской цивилизации. Российский исследователь А. В. Оболонский в своей монографии «Драма российской политической истории. Система против личности» рассматривает отечественную историю, исходя из общей концептуальной схемы, согласно которой «в основных ветвях российской I , народности господство системоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования было практически безраздельно» . Именно благодаря системоцентристскому С. 56. П ( \ Пастухов В. Б. Посткоммунизм как логическая фаза развития евразийской цивилизации // Полис. 1992. № 5-6. 80 Скворцов Л. В. Осевая связь России и Западной Европы: глобальное значение евразийского равновесия // Развитие интеграционных процессов в Европе и России. М., 1997. С. 67. Глухарев Л. И. Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура. М., 1998. С. 61. Оболонский А. В. Драма российской политической истории. Система 95 159. Сафонов В. Г. Понятие правового нигилизма. // Государство и право. 2004. № 12. 160. Сафонов В. Г. Пути преодоления правового нигилизма в России. // Вестник Российского Союза Юристов. 2003. № 9. 161. Семитко А. П. Правовой нигилизм. // Теория государства и права. / Под ред. В. М. Карельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. 162. Семитко А. П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки. // Государство и право. 1992. № Ю. 163. Семитко А. П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки. // Государство и право. 1992. №10. С. 110. 164. Синюков В. Я. О функциях права. // Вопросы теории государства и права. Вып. 9. Саратов, 1991. 165. Синюкова Т. В. Правосознание и правовое воспитание. //Теория государства и права. / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001. 166. Система социальной защиты действует и реформируется. //<• • • ' Т * '£ ^ а > . V ? А V :* . . . ь V ' * ч * • * 4 * 4 , ‘ 1 «. , * * ъ • . ,• ' * А ■' \ 4 * + ' Человек и труд. 1996. №1. 167. Скворцов Л. В. Осевая связь России и Западной Европы: глобальное значение евразийского равновесия. // Развитие интеграционных процессов в Европе и России. М., 1997. 168. Скловский К. И. Право и рациональность. // Общественные науки и современность. 1998. № 2. 169. Скрипай В. А. Правовая культура в структуре российской ментальности. // Право и культура. М., 1996. 170. Смоленский М. Б. Правовая культура как элемент социокультурного пространства: перспективы становления в современной России. Автореф. дисс.... на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Ростов и/} 2003. 171. Соловьев Э. Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл 160 |