Проверяемый текст
Пшидаток, Вячеслав Еристемович. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России (Диссертация 2007)
[стр. 77]

повиновении.
Но каждый сверх того обязуется клятвенно, по крайнему
разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять все права и преимущества, принадлежащие самодержавию, силе и власти государя.
Но и это еще не все: обязуются споспешествовать всему, что может касаться верной службе государю и государственной пользе.
Обязуются не только благовременно объявлять обо всем, что может принести вред, убыток и ущерб государю, но все это
“всякими мерами отвращать и не допущать тщатися”.
Здесь подданный, повинующийся, и гражданин, деятельный участник, не разделяются, а неразрывно сливаются»13.

Убедительно раскрыли ряд сторон психологического отношения русского народа к праву славянофилы.
В частности, К.С.
Аксаков в знаменитой записке «О внутреннем состоянии России» (1855) отмечал, что «Россия никогда не обоготворяла права, никогда не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение
души»14.
Важной особенностью правовой культуры
России является идея «симфонии», неразрывной связи дел мирских и небесных, государства, права и церкви, идущая из Византии.
«Симфония» лишала церковь самостоятельности, возможности критического отношения к светской власти.
По замечанию
H.H.
Алексеева, в лице иосифлян церковь сама давалась в руки государству15.
Степень зависимости церкви от государства возрастала, и реформа Петра I явилась логическим завершением этого процесса.
С другой стороны, речь шла о создании правоверного государства, «государства правды».
Это означало наделение государства религиозной миссией, церковное благословение его действий.
В то же время на
государство распространялся религиозный принцип безучастного отношения к мирской жизни, признание невозможности совершенства в этом мире и, как 13 Там же.
С.
616.
14 Мартышин О.В.
Указ.
соч.
С.
24.
15 Алексеев Н.Н.
Русский народ и государство.
М., 1998.
С.
87.
[стр. 96]

генотипу не существовало оппозиции «общество личность», поскольку противоречия между этими двумя уровнями социального бытия, коллизии между индивидом и социальным целым совершенно однозначно разрешались a priori в пользу целого.
Системоцентристский генотип российской цивилизации и соответствующий ему менталитет полностью определяли характер господствовавших в обществе правовых отношений.
Правосознание россиянина сводилась преимущественно к знанию им своих обязанностей.
Убежденный монархист М.
Н.
Катков так писал об этом: «...у русского есть больше чем политические права: у него есть политические обязанности» .
От подданного Российской империи требовалось содействие верховной власти, что выражалось в его присяге на верность государю.
При этом следует подчеркнуть, что подданный именно обязан приносить присягу, а не просто делать это добровольно.
О целом комплексе правовых обязанностей, влекущих за собой принятие присяги, правовед начала XX в.
JI.
А.
Тихомиров пишет следующее: «Присягают, во-первых, в верности и повиновении.
Но каждый сверх того обязуется клятвенно, по крайнему.
* .

*1 .
т • * • Ь А Ш 1.
* Л г .
.с .
вг I* I .
разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять все права и преимущества, принадлежащие самодержавию, силе и власти государя.
Но и это еще не все: обязуются споспешествовать всему, что может касаться верной службе государю и государственной пользе.
Обязуются не только благовременно объявлять обо всем, что может принести вред, убыток и ущерб государю, но все это
«всякими мерами отвращать и не допущать тщатися».
Здесь подданный, повинующийся, и гражданин, деятельный участник, не разделяются, а неразрывно сливаются» .

против личности.
М.,1994.
С.
20.
83 Тихомиров Л.
А.
Монархическая государственность.
СПб.,1992.
С.
615.
84 Там же.
С.
616.
96

[стр.,97]

Убедительно раскрыли ряд сторон психологического отношения русского народа к праву славянофилы.
В частности, К.
С.
Аксаков в знаменитой записке «О внутреннем состоянии России» (1855) отмечал, что «Россия никогда не обоготворяла права, никогда не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение
85 души» .
Важной особенностью правовой культуры
традиционной России была идея «симфонии», неразрывной связи дел мирских и небесных, государства, права и церкви, идущая из Византии.
«Симфония» лишала церковь самостоятельности, возможности критического отношения к светской власти.
По замечанию
Н.
Н.
Алексеева, в лице иосифлян церковь сама давалась в руки государству .
Степень зависимости Церкви от государства возрастала, и реформа Петра I явилась логическим завершением этого процесса.
С другой стороны, речь шла о создании правоверного государства, «государства правды».
Это означало наделение государства религиозной миссией, церковное благословение его действий.
В то же время на
I • * " 1 государство распространялся религиозный принцип безучастного отношения к мирскои жизни, признание невозможности совершенства в этом мире, презюмирующее неизбежность несовершенства.
Тот же подход распространялся и на право.
Как подчеркивал К.
С.
Аксаков, его не обоготворяли.
Вера, правда, справедливость ставились религиозным сознанием сознанием русского народа выше закона, что посвоему верно, но в то же время легко может привести к правовому нигилизму, к желанию действовать на основе высших критериев и 87 соображений в сфере, где должны царить законы .
Сакрализация 85 86 Мартыгиин О.
В.
Указ.
соч.
С.
24.
Алексеев H.
Н.
Русский народ и государство.
М., 1998.
С.
87
87 Мартышип О.
В.
Указ.
соч.
С.
25.
97

[Back]